Что дает ребенку природа?

1.История человечества

2.Условия жизни и никакого воспитания

3.Великие психологи

 

Для ответа на этот вопрос следовало бы провести эксперимент, в кото­ром дети с первых дней жизни растут в условиях изоляции от взрослых: не слышат их речи, не видят других людей, не пользуются обычными д ля человека предметами. Если бы в таких условиях дети развивались примерно так же, как и в окружении людей, то психические способно­сти ребенка можно было бы считать врожденными, заложенными са­мой природой.

 

Интересно
Понятно, что ни один ученый и ни один родитель не позволят про­вести с человеческим ребенком такой рискованный эксперимент. Од­нако, в истории человечества подобные опыты были. В частности, широко известны истории детей, выросших вне человеческого общества, которые были найдены в логове животных и «воспитаны» ими. Их на­зывают «дети-Маугли» по аналогии с героем знаменитого романа Кип­линга.

 

Так, например, в начале XX века индийский ученый Рид Синх увидел, как волчица выводит на прогулку своих волчат, среди которых оказались две девочки — одна примерно шести, другая — полутора лет. Синх увез дево­ чек с собой и попытался их воспитывать.

Оказалось, что эти дети были лишены всех без исключения специфически человеческих форм поведе­ния. Они передвигались на четырех конечностях, ели сырое мясо, вели ночной образ жизни, выли но ночам, пытались скрыться или огрызались при виде людей.

Словом, они значительно больше были похожи на вол­чат, чем на человеческих детей. Младшая из них — Амала — умерла че­рез год, не выдержав человеческих условий жизни. Старшая — Камала —  прожила до 15 лет. За девять лет ее удалось с большим трудом обучить прямохождению и некоторым гигиеническим навыкам. Но совершенно невозможным для нее оказалось полноценное психическое развитие. Она так и не смогла думать, чувствовать и говорить по-человечески, а осталась существом с типично волчьими повадками.


А что если ребенку не навязывать никаких условий жизни и никако­го воспитания? Сможет ли он тогда развиваться по-человечески? Ответ на этот вопрос дают наблюдения за детьми, выросшими в условиях госпитализма. Это явление характеризуется изоляцией детей от взрослых и долгим пребыванием ребенка раннего возраста в одиночестве. Во вре­мя войн часты случаи, когда дети разлучаются со своими матерями и воспитываются в специальных детских приютах.

Так, немецкий психолог Р. Шпиц описал детей одного приюта, которые в возрасте трех месяцев были разлучены со своими матерями. Уход, пи­тание, гигиенические условия в этом учреждении были типичными для всех хорошо поставленных заведений такого рода.

Однако у всех детей произошла резкая задержка не только психического, но и физического развития. В течение двух лет погибло около половины детей. Оставшиеся в живых в 3-4 года были неспособны к самостоятельному передвижению каким-либо способом, не умели сидеть без поддержки, не могли есть лож­кой и одеваться, не реагировали на окружающих.

Итак, дети, оставшиеся в первые месяцы жизни вообще без внима­ния взрослых, несмотря на нормальное питание и физический уход, либо просто не выживают, либо перестают развиваться и остаются в эм­ бриональном состоянии. Это может свидетельствовать о том, что нали­чие человеческого мозга — далеко не главное условие человеческого развития.

 

Интересно
Недостаточно родиться человеком, чтобы стать им. Ребе­нок впитывает в себя то, что дается условиями жизни, воспитанием. И если эти условия звериные — волчьи, собачьи, обезьяньи, ребенок вырастает зверем соответствующего вида. Если же новорожденный оста­ется один на один с внешним миром, без «воспитывающей» среды он просто не выживает и не развивается. Человеческая психика не возни­кает без особых, культурных условий жизни. Она не заложена в мозге или в организме ребенка.

 

В то же время установлено, что такая особая внутренняя, душевная жизнь возможна только у представителей Homo sapiens и никакое жи­вотное ни при каких условиях не может стать человеком.

В науке неоднократно делались попытки развить у животных каче­ства, присущие только людям. Так, например, отечественный зоопсихолог Ладыгина-Коте воспитывала в своей семье маленького шимпанзе от полутора до четырех лет. Обезьянку учили пользоваться вещами, играть с игрушками, разговаривать и относились к ней вполне по-человечески. Но результаты оказались весьма скромными.

Шимпанзе с трудом научился некоторым человеческим навыкам (держать карандаш или веник, стучать молотком и пр.) Но со­вершенно недоступным для него оказался смысл человеческих действий: водя карандашом по бумаге, он не мог нарисовать что-нибудь осмыслен­ное, «подметая» пол, он перекладывал мусор из одного места в другое и пр. У него отсутствовала какая-либо тенденция к усвоению слов, даже при настойчивой специальной тренировке.

Эти данные говорят о том, что без человеческого мозга не могут воз­никнуть те качества психики, которые присущи только людям.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)