Этнос как человеческая общность
Есть еще один очень важный методологический вопрос, который имеет непосредственное отношение к определению предмета этнологии, этнопсихологии и этнопедагогики: может ли изучение этноса, определяющей уровень, масштаб человеческой общности, быть прерогативой одной науки — этнологии?
И только совокупные и скоординированные усилия различных отраслей знания, среди которых этнологии – этнографии принадлежит особое место, могут позволить приблизиться к пониманию этого сложнейшего феномена — этноса, раскрыть одну из важнейших сторон природы человека и, следовательно, понять законы и перспективы его развития.
«То явление, которое обозначается термином “этничность”, едва ли можно, по крайней мере, на определенном этапе развития науки, выразить посредством какой-то точной дефиниции. Пытаясь придумать такую дефиницию, мы скорее всего допустим ошибку…»
И все же поиск точных дефиниций ключевых понятий науки — ее внутренняя потребность, необходимый атрибут ее становления и в значительной мере условие ее практической, функциональной значимости для общества.Для России с ее огромной территорией и полиэтничным населением понять сущность, природу этнической принадлежности своих граждан, понять смысл, вкладываемый в понятие «этнос», — чрезвычайно важная проблема. Следует также учесть и особую этнорегиональную специфику населения страны.
Этнографическое изучение их языков, культур, обычаев — одна из интересных страниц отечественной этнологической науки и одна из научных традиций, значимость которой, как мы увидим в дальнейшем, со временем только возрастает.
Во всяком случае, наличие таких народов и культур (коренные малочисленные народы Северного Кавказа), их взаимодействие с другими российскими этносами и культурами не только уберегало отечественных этнологов от упрошенных представлений и схем, касающихся этнического состава населения страны, но и создавало много сложностей.Отличительной чертой российской этнографической науки стала и ее практическая направленность на сохранение языков и культур этих народов. Причем эта традиция оказалась устойчивой, характерной и для дореволюционного, и для советского периода развития.
Особенно ярко это проявилось во второй половине ЮС в., когда в советской этнографической школе была разработана стройная теория этноса, в чем большую роль сыграли работы Ю. В. Бромлея, а затем появилась альтернативная ей концепция этноса Л. Н. Гумилева.
- Характеристика общепрофессиональной компетентности педагога
- Этнопедагогическая подготовка педагога
- Поликультурная компетентность современного педагога
- Жизненное проявление педагогической культуры
- Этнические аспекты педагогической культуры
- Основные области русского фольклора
- Механизм “художественная условность”
- Главное качество фольклора
- Критерии фольклорности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу