Этнос как человеческая общность

Есть еще один очень важный методологический вопрос, который имеет непосредственное отношение к определению предмета этнологии, этнопсихологии и этнопедагогики: может ли изучение этноса, определяющей уровень, масштаб человеческой общности, быть прерогативой одной науки — этнологии?

Интересно
Очевидно, нет. Этнос как человеческая общность — объект многих наук, но каждая из них — и этнология, и лингвистика, и социология, и психология, и педагогика, и культурология, и философия, и этика, и многие другие — имеют в этом объекте свой особый предмет.

И только совокупные и скоординированные усилия различных отраслей знания, среди которых этнологии – этнографии принадлежит особое место, могут позволить приблизиться к пониманию этого сложнейшего феномена — этноса, раскрыть одну из важнейших сторон природы человека и, следовательно, понять законы и перспективы его развития.

И в этом смысле можно согласиться с мнением одного из известных российских этнографов С. В. Чешко, который предлагает повременить с точными определениями.

«То явление, которое обозначается термином “этничность”, едва ли можно, по крайней мере, на определенном этапе развития науки, выразить посредством какой-то точной дефиниции. Пытаясь придумать такую дефиницию, мы скорее всего допустим ошибку…»

И все же поиск точных дефиниций ключевых понятий науки — ее внутренняя потребность, необходимый атрибут ее становления и в значительной мере условие ее практической, функциональной значимости для общества.

Для России с ее огромной территорией и полиэтничным населением понять сущность, природу этнической принадлежности своих граждан, понять смысл, вкладываемый в понятие «этнос», — чрезвычайно важная проблема. Следует также учесть и особую этнорегиональную специфику населения страны.

Ведь на территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока России, составляющих около 70 % всей территории страны, обитают коренные малочисленные народы, относящиеся в основном к иному культурно-цивилизационному типу, чем коренное население европейской части.

Этнографическое изучение их языков, культур, обычаев — одна из интересных страниц отечественной этнологической науки и одна из научных традиций, значимость которой, как мы увидим в дальнейшем, со временем только возрастает.

Во всяком случае, наличие таких народов и культур (коренные малочисленные народы Северного Кавказа), их взаимодействие с другими российскими этносами и культурами не только уберегало отечественных этнологов от упрошенных представлений и схем, касающихся этнического состава населения страны, но и создавало много сложностей.

Отличительной чертой российской этнографической науки стала и ее практическая направленность на сохранение языков и культур этих народов. Причем эта традиция оказалась устойчивой, характерной и для дореволюционного, и для советского периода развития.

Еще одной особенностью отечественной этнологии, отличающей ее от западных этнологических школ, стал особый акцент на категории «этнос».

Особенно ярко это проявилось во второй половине ЮС в., когда в советской этнографической школе была разработана стройная теория этноса, в чем большую роль сыграли работы Ю. В. Бромлея, а затем появилась альтернативная ей концепция этноса Л. Н. Гумилева.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)