Язык музыки в этнокультуре

Музыка — временной вид искусства — гораздо позже пространственных видов (живописи, скульптуры) выработала собственный язык — язык звуковых образов, основанный на временном развертывании музыкальной интонации.

Интересно
В европейской культуре вершинный момент развития музыкального языка, логики музыкальной интонации обычно связывают с венской классической школой XVIII в. (И. Гайдн, В. Моцарт, JI. Бетховен).

Развитое музыкальное мышление предполагает способность восприятия музыкальной интонации в ее временном развертывании — в сопоставлении разных «мигов звучания», требует особой работы памяти, развитую эмоционально-чувственную сферу личности.

Сегодня, по свидетельству специалистов в области музыкальной социологии, наблюдается серьезное снижение массовой культуры музыкального восприятия.

Человечество постепенно утрачивает выработанную веками специфическую культурную способность мышления музыкальными образами. Значительную роль в этом играет именно визуализация, связанная с наступлением «видеокультуры», предлагающей более простые и доступные средства восприятия.

Полное воплощение тенденция визуализации получила в новом жанре — музыкальном видеоклипе, где акцент явно перенесен с музыкального на визуальное восприятие. Музыкальное содержание в этом случае раскрывается в основном не музыкально – звуковыми средствами, а с помощью ярких визуальных образов.

Следует подчеркнуть также и важную особенность языка поп – музыки: он построен не на протяженных, развертывающихся во времени интонациях (как в классической музыке), а на коротких, постоянно повторяющихся и легко воспринимаемых интонационных формулах, обладающих к тому же высокой суггестивной способностью.

Указанная особенность всегда была свойственна бытовой музыке, но сегодня она приобретает благодаря техническим средствам и коммерческой поп – музыкальной индустрии подавляющее значение, вытесняя и заменяя более сложные и глубокие формы музыкального восприятия, лишая способности музыкально – образного мышления.

В значительной мере указанной тенденции визуализации способствует нарастающая метроритмическая гомогенизация — абсолютное преобладание в музыкально – бытовой сфере, в поп – музыке двухдольности в ущерб иным метроритмическим формулам.

Интересно
Всеподавляющая «эксплуатация» в поп – музыке двухдольности в сочетании с повторяемостью коротких, легко усваиваемых с помощью видеообразов интонационных формул обеспечивает ей высокую степень внушаемости и приводит к формированию «замкнутой слуховой настройки».

Речь идет о формировании специфической настроенности слуха на узнаваемые и привычные звуковые паттерны (звуковые формулы), которые служат характерными фильтрами, отсеивающими все иное, новое, непривычное и, разумеется, более сложное.

Именно так формируется «музыкальный фанатазм» — специфическая «зацикленность» сознания на том или ином исполнителе или стиле, обеспечивающая музыкальной поп – индустрии многотысячные аудитории, высокий коммерческий успех исполнителей, которых удалось «раскрутать».

Но именно так происходит и резкое ограничение музыкально – звуковой среды, снижение массовой музыкальной культуры, прекращение преемственности, девальвация в массовом сознании ценностей выработанной веками музыкальной традиции.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)