Этноним – имя народа

В этнической культуре любого народа есть элемент, отражающий некоторые существенные стороны идентичности, процесса идентификации, особенности этнического сознания и самосознания, формирующиеся в процессе межэтнической коммуникации.

Это этноним — имя народа. Имя народа формируется и в процессе этногенеза, и во взаимодействии в контактах с другими народами. Этнонимы разделяются на эндоэтнонимы (эндононимы) и экзоэтнонимы (экзононимы).

Эндононимы — самоназвания — важнейший компонент этнического самосознания, т. е. то, как себя называет сам народ. Именно здесь и возникает оппозиция «мы и они», так как для осознания своей общности, своего единства необходимо отделиться от других подобных общностей, даже противопоставиться им.

Этот процесс и эту позицию обычно обозначают понятием этноцентризм.

Но этноцентризм может стать причиной агрессивного неприятия другого народа, превознесения исключительности качеств своей этнической общности, ее превосходства над другими. Закрепившись в сознании этноса, он может достичь своей крайней агрессивной формы — шовинизма.

Экзононим, в отличие от эндононима, элемент этнического сознания, направленного на «другого», это название, которое дается этносу другим этносом. В значительно большей степени, чем самоназвание, он зависит от ситуации, особенностей межэтнической коммуникации, восприятия другой культуры, психологической совместимости и т.д.

Эндононимы у разных народов могут в значительной степени совпадать, так как часто обозначают человека, людей, настоящих людей. Таковы, например, самоназвания: ненцы, нивхи, нанайцы, айны, инуиты.

Интересно
Экзононимы, как мы уже отмечали, носят ситуативный характер и могут отражать территориальный и географический признаки, особенности культуры, обычаев, неприемлемые, непонятные для другого народа, особенности истории народа и его контактов с другими народами, характер межэтнической коммуникации.

Многие этнонимы отражают особенности истории того или иного народа, в частности связанные с его борьбой за независимость. Так, фризы (fry) — самоназвание народа в Нидерландах и Германии (свободный) возникло в период упорного сопротивления племени римскому завоеванию в первые века нашей эры.

Чрезвычайно интересно происхождение самоназвания албанцев — шкиптар от слова «шчип» — говорить понятно.

Оно возникло в период жесткой дискриминации в XVII —XVIII вв. со стороны турок, из-за чего большинство албанцев перешли из христианской веры в ислам. Налицо потребность отмежеваться от завоевателей, говорящих по-турецки.

Народ, именуемый коми-пермяки (коми — самоназвание: коми морт — коми-человек), получил свое имя в результате контактов с русскими и вепсами (как и коми относящимся к финноугорской группе). Термин «пермь» скорее всего заимствовали у вепсов: по вепски пера маа — земля, лежащая за рубежом.

В древнерусском языке сохранилось название «пермь», которым обозначали несколько областей, территорий. По некоторым данным, оно встречается в тех местах, где находились центры торговли пушниной — именно как с торговцами пушниной впервые и столкнулись русские с этим народом.

Поэтому постепенно закрепились названия пермь, пермяк, пермитин, пермичи, пермяне, обозначающие род занятий, которое позже стало этнонимом. Смысл многих этнонимов в истории, в общественном сознании претерпевает серьезные изменения.

Л.Н.Гумилев приводит любопытный пример, касающийся овеянного героической романтикой имени викингов. Слово «викинг» носило, по существу, оскорбительный характер — разбойник, бродяга. Юношу, который покидал семью и уходил в викинги, оплакивали как погибшего. Викинги — люди, которые не желали жить в племени и подчиняться его законам.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)