Этнопедагогика в свете современных дискуссий
Сегодня вряд ли можно дать окончательные и исчерпывающие ответы на эти сложнейшие вопросы, но современная этнология все же позволяет приблизиться к их решению.
В значительной степени это относится и к отечественной этнологии, мучительно избавляющейся от методологического монизма, от устаревших принципов и подходов к этническим явлениям.
Ранее мы уже обращали внимание на то, что в отечественной этнографии, понимаемой как историческая наука, основное внимание уделялось «живой старине», этнокультурному прошлому народов.
Их сегодняшнее, современное состояние становилось объектом внимания не столько этнологов, сколько социологов, политологов, психологов, культурологов, т. е. представителей смежных отраслей знания.Сказанное касается не только сложившейся в 70-х гт. XX в. теории этноса Ю. В. Бромлея, но и других концепций, в частности гумилевской теории пассионарности, приложение выводов которой к современным этносам и этническим группам вызывало определенные политические опасения и давало лишний повод для критики идей выдающегося ученого.
Хотя, по выражению одного из критиков этой работы, «петь отходную по этносу преждевременно», эта фундаментальная книга выполнила свою функцию — вновь оживила угасшую было дискуссию по принципиальным вопросам отечественной этнологической науки.
Нельзя не согласиться с тем, что, несмотря на большую роль в систематизации и теоретизации отечественной этнологии, традиционная бромлеевская теория этноса обнаруживала свою слабость именно при обращении к современным этническим процессам, к новым полиэтничным реалиям общественной жизни.
Как мы уже отмечали ранее, отечественная этнология существенно отличалась от зарубежной именно основным предметом интереса. Если центральной категорией в нашей науке был этнос, то в западных работах на первый план уже в 70-е гг. XX в. выходили этничность, нация, национализм.
Действительно, эти категории в значительно большей степени ориентировали исследователей на изучение современного общества, в частности на выработку каких-то рекомендаций, касающихся управления усложняющимися этносоциальными процессами, преодоления конфликтов на национальной и религиозной почве.Усиливающиеся миграционные процессы значительно изменили этнический состав населения многих западноевропейских стран: приток выходцев из азиатских и африканских стран, сопровождающийся их этнокультурной активизацией, усиливающейся маргинализацией, поставил перед этнологами и антропологами новые сложные задачи.
- Характеристика общепрофессиональной компетентности педагога
- Этнопедагогическая подготовка педагога
- Поликультурная компетентность современного педагога
- Жизненное проявление педагогической культуры
- Этнические аспекты педагогической культуры
- Основные области русского фольклора
- Механизм “художественная условность”
- Главное качество фольклора
- Критерии фольклорности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу