Этнологическая культура журналиста

Одним из компонентов содержания массмедиа является отражение жизни этносов. Историк-этнолог Л. Н. Гумилев связал с понятием «этнос» такие характеристики, как общность конкретной территории, единый ландшафт и сформировавшуюся модель поведения населения. Рассматривая этносферу в свете общей теории открытых систем, ученый сосредоточил внимание на биологической основе этноса как факторе, имеющем большое значение для самоидентификации этноса.

Интересно
С учетом этой концепции этническую общность можно интерпретировать как социальный организм, который развивается за счет заключения браков внутри этноса и осуществляет трансляционную функцию, то есть передает новому поколению язык, культуру, традиции, этническую модель поведения.

В связи с этим цель массмедиа – не только поиск информации, интересующей представителей того или иного народа, но и внимание к тем зонам, которые дают возможность контакта по совпадающим, но всегда ограниченным для отдельного этноса параметрам с более глобальными структурами, частью которых они могут являться. С точки зрения Н. М. Лазутовой, цикличность этнопрессы выражается в динамике тематической структуры, трансформации проблем масштабных систем, в решение которых она вовлечена, несмотря на отсутствие возможности оказать влияние на них.

Журналистам, действующим в этническом пространстве, недостаточно изучить события и процессы, сформировать профессиональную позицию – им необходимо выработать этические убеждения. В иерархии сил ведущей считается воля, а это одна из этических категорий, с помощью которых, подчеркивают исследователи, принято судить о нравственности человека и этноса. Воля позволяет журналисту следовать профессиональному долгу на благо аудитории.

Этническая сфера с присущей ей основной функцией просвещения для достижения национального самосознания направлена на освоение опыта и традиций, необходимых для успешного существования этноса. Закономерно, что в этнопрессе преобладают темы культуры, истории и науки. Журналист, пишущий об этнических отношениях, следует профессиональному долгу, избегает искажения реальности и манипулирования сознанием аудитории, нацелен на поиск во внешне разделенных объектах единой сути, чтобы приблизить и себя, и аудиторию к истине.

Исследователи выделяют три уровня проявления и взаимодействия культуры с журналистикой. Тип культуры, называемый традиционным, имеет общинно-групповой характер.

Несмотря на то, что язык, религия, совместный труд и юмор свойственны всем человеческим сообществам, на данном уровне важны культурные различия, вытекающие из особенностей географической среды, ландшафта, климата. Природные, географические факторы определяют уровень коммуникации для человеческих сообществ. Ученые отмечают, что необходимость осуществления совместной деятельности вызвала появление первых очагов человеческой цивилизации.

Общины земледельцев в долинах Нила, Тигра и Евфрата развивали коммуникационные связи с целью создания ирригационных систем, обеспечения безопасности. Обитатели горных ущелий, напротив, не видели необходимости в такой коммуникации. Так, на Северном Кавказе сохранена родоплеменная социальная организация. Инокультурые влияния, поясняют исследователи, в регионе не затрагивали основы культуры – систему ценностей и социальную организацию.

Социально-групповые культуры отличают базовые ценности (национальные, религиозные, классовые, профессиональные), объединяющие членов сообществ. В процессе трансформации, повышения значения коммуникативных связей культура формирует особый мир, выводящий человека из его родной природной среды.

Правила поведения и трудовой деятельности, подчеркивают ученые, в примитивных сообществах регулируются природными (географическими, климатическими) факторами, особенностями мест проживания. Подчиняя природу, люди преодолевают естественную среду, в то же время ориентированы на сохранение традиционных культур, с этой целью открывают заповедники.

При этом социокультурные различия не исчезают, одни изменяются, а другие утрачиваются. Исследователи выделяют в этом процессе три модели культурного взаимодействия: аккультурация (поглощение), адаптация (приспособление), сегрегация (отторжение). Массмедиа в такой ситуации служат индикатором успешного культурного развития, формируют идеологию культурного сообщества и выражают общественное мнение.

На изломе веков в России произошла кардинальная трансформация общества и государственного устройства, в результате кризисов, политических, финансовых, социально-экономических факторов меняются традиционные ценности, морально-психологические настроения в обществе, привычный уклад жизни миллионов людей. Одновременно население приобрело опыт преодоления финансовых кризисов, что повысило адаптивные способности россиян.

Исследователи констатируют, что современная социокультурная ситуация обусловлена новым для страны вектором, проблемой самоидентификации личности, вынужденной самостоятельно делать выбор. Вопрос о самоопределении личности выдвигается в разряд основополагающих для повседневной жизни социума. От того, на какие качества опирается человек, как субъект самоопределения, зависят смысловые ориентации личности, ее идейные, нравственные искания и предпочтения.

Журналистике в силу предназначения, особенно в кризисных условиях, приходится не только осознавать приметы и тенденции социальных трансформаций, но и предлагать пути развития общества, способствовать процессам идентичности, укреплять социальные связи и ценностно-нормативные ориентации человека.

Е. Я. Дугин подчеркивает, что журналистике вполне по силам активизация деятельности коммуникативных сообществ с целью выработки консенсуса вокруг определенных ценностей.

Кому как не отечественной журналистике, имеющей более чем трехвековой опыт, опирающийся на реальные знания социально-экономической, социокультурной ситуации и настроений населения, переосмыслить традиции и предложить новые смыслы для современного реформирующегося общества и государства в поисках российской идентичности. По мнению исследователя, журналистика фактов, мнений должна быть дополнена журналистикой знаний.

Внимание журналиста, освещающего межнациональные отношения, сосредоточено на познании традиций, обычаев, ценностей, культуры других народов, иного социального опыта, особенностей деятельности и поведения представителей этнических групп. В сфере внимания этнической журналистики, по мнению исследователей, находятся самопознание народом своего этнического бытия, консолидация и интеграция этноса, сохранение и развитие его культурной самобытности.

С. Г. Корконосенко определяет этножурналистику как уровень квалификации сотрудника средства массовой информации, который характеризуется этнологической культурой мышления, поиска, сбора, интерпретации информации, а также социальной ответственностью за последствия своей деятельности. Исследователи считают этнические средства массовой информации важным каналом распространения этнических ценностей, взглядов, представлений, мифов.

Тем самым журналисты способствуют сохранению и формированию этнической идентичности у людей, живущих в инонациональном окружении, информируют их о событиях этнической жизни и помогают в ней ориентироваться. И одновременно средства массовой информации выполняют определенные организационные и пропагандистские функции, распространяя важную для политиков и коммуникаторов информацию и идеи.

Понимание особой природы и специфики этнологической культуры журналиста связано с анализом структуры его профессиональной культуры. Значение этнологической культуры проявляется в случаях, когда он описывает и анализирует межэтнические отношения. И. Н. Блохин выделяет несколько специфических особенностей этнологической культуры, признаков, с помощью которых можно определить, обладает ею журналист или нет.

Главная составляющая этнологической культуры – умение и потребность журналиста мыслить, анализировать этнические явления и процессы:

  • Во-первых, ему необходимо обладать устойчивой системой представлений о мире этнических взаимодействий и закономерностях его развития и функционирования.
    Во-вторых, этнологическая культура предполагает склонность к исследовательской
  • работе, потребность в познании истины, умение рассчитывать последовательность своих действий, сравнивать, сопоставлять, проверять информацию.
  • В-третьих, этнологическая культура невозможна без этической составляющей, ответственности перед аудиторией, четкой гражданской позиции, основанной на устойчивой системе ценностей, главная из которых – истина.
  • В-четвертых, профессиональная этнологическая квалификация журналиста предполагает умение прогнозировать развитие национальных отношений и обосновывать прогнозы.

Ученые считают, что в наибольшей степени этнологическая культура важна для журналистов, которые увлечены исследованиями, связанными с межнациональными отношениями. Специфика журналистского исследования сопряжена не столько с особыми аналитическими умениями автора или методами, которые он использует при создании произведения, сколько с открытием для публики неизвестной для нее реальности. Небрежное отношение журналиста к фактам, высказывание противоречивых суждений порождает недоверие компетентной части аудитории и неверные представления у неподготовленных читателей или зрителей.

Этнологическая культура журналиста становится одним из оснований преодоления фрагментарности и освоения реальности не только во всем ее многообразии, но и как бесконечной целостности полиэтнического пространства мира.

Как разновидность этножурналистики ученые выделяют этнографическую журналистику, которая повествует о жизни и культуре экзотических и реликтовых народов. Этническая журналистика в большей степени связана с ценностями, как основаниями культуры, этножурналистика – с идеологиями, как систематизированными политическими идеями и взглядами, этнографическая журналистика – с ценностными ориентациями, как принципами и убеждениями журналиста, на которых основана оценка явлений действительности и их дифференциация по степени значимости.

Этническая журналистика выполняет культурно-интегративные функции, этножурналистика – культурно-регулятивные. В этнографической журналистике на первый план выходят культурно-реляционные функции, значение которых определяется полевым поведением журналиста в поликультурной среде.

Чтобы глубже осмыслить названные виды профессиональной деятельности и специфику этнологической культуры журналиста, целесообразно ознакомиться с концепциями, разработанными исследователями в сфере гуманитарных наук. Наибольший интерес представляет этнология – наука о закономерностях происхождения и развития этносов, факторах этнического развития и процессах межэтнического взаимодействия.

Информационную концепцию этнологии разработали С. А. Арутюнов, Н. Н. и И. А. Чебоксаровы. Исследователи интерпретируют этнокультурные связи как информационные потоки, с помощью которых осуществляются культурные трансляции и происходит воспроизводство традиций.

Информационная концепция этноса раскрывает проблемы существования человека в меняющейся социальной среде. Ученые отмечают, что поддержку индивиду в условиях неустойчивости оказывает этнос, формирующий собственную картину мира, систему ценностей, понятий и символов. Этнографическая журналистика основана на положениях этнографии – науки, предметом которой являются особенности и характерные черты народов мира (этносов). Исследователи подчеркивают, что результаты деятельности этнографов служат материалом для этнологии.

Журналисты, с одной стороны, используют этнологические концепции и данные этнографии как информационные материалы для выступлений в массмедиа, с другой стороны, применяют методы, разработанные в рамках данных научных дисциплин, для сбора, обработки и анализа информации, проведения журналистских расследований.

Специфика этнографии, как науки, обращающейся к конкретным проявлениям этничности и особенностям этнокультурного опыта, позволяет выделить этнографическую журналистику в качестве отдельного направления в журналистской деятельности и как уровень профессиональной квалификации.

Согласно этнологической концепции о социально-исторической природе этносов, предложенной Ю. В. Бромлеем, недопустимым является отождествление этносов с биологическими популяциями ни в политической, ни в научной, ни в журналистской риторике. Воззрения, существовавшие в западной антропологии на рубеже XIX–XX веков, стали одним из оснований концепции «почвы и крови» в нацистской политической идеологии.

Сопоставляя содержание понятий «этнос» и «раса», Бромлей выдвигает тезис о несовпадении расового и этнического деления человечества: «Совершенно неправомерно положение о том, что расовое единство является обязательным единством любой этнической общности, любого народа».

Для этножурналистики, изучающей проблемы политического взаимодействия народов, формулирующей принципы национальной политики, ценно такое направление науки, как этнополитология. Ученые отмечают, что этнополитологи рассматривают национальные отношения в системе социально-политических процессов и институтов, влияние этнических факторов на политическую власть, идеи, политико-правовые нормы, на деятельность субъектов политики – партий, движений, элит, лидеров, а также учреждений и организаций.

В качестве составной части профессиональной квалификации журналиста исследователи выделяют социологическую культуру. Журналистика как социальная профессия в условиях межнациональных взаимодействий опирается на положения, выработанные этносоциологией, научной дисциплиной, изучающей взаимосвязь социальных явлений и процессов с этническими явлениями и процессами. По мнению ученых, этнические и социальные аспекты тесно связаны в жизни, часто с помощью одних объясняют другие, и наоборот.

Интересно
В фокусе внимания этносоциологов – влияние социальных факторов на социальную структуру населения, этническое разделение труда, социальные факторы формирования этнического самосознания, социальные аспекты межнациональных отношений и межэтнических конфликтов.

В современной этносоциологии существуют два направления исследований: изучение этнической специфики общих социальных явлений (например, института семьи) и исследование социальных факторов этнических элементов культуры (языка, обычаев, ритуалов).

Среди задач этносоциологии – анализ общественного мнения по актуальным проблемам межэтнического взаимодействия и национальной политики. Для достижения этого проводится социологический мониторинг (серии исследований по одной программе, которым свойственны регулярность и периодичность) динамики межнациональных отношений и прогнозирования возможных конфликтов.

С точки зрения ученых, данные социологических исследований журналисты могут использовать в качестве материала для публикаций или источника сведений для прогнозирования и регулирования межнациональных отношений.

Для журналистов важно и внимание к этнической конфликтологии, дисциплине, связанной с изучением противостояния интересов как крупных этнических общностей (наций и народностей), так и малочисленных этнокультурных групп, отражаемого в межнациональных отношениях и создающего условия для возникновения конкурентных взаимодействий.

Особенно ценно, отмечают ученые, изучение социальных причин межнациональных конфликтов и возможностей урегулирования их. Наиболее действенной функцией, которая в большей мере может осуществляться журналистикой самостоятельно, исследователи считают контроль деятельности социальных институтов и организаций, ответственных за провоцирование и углубление конфликтных ситуаций.

В осмыслении журналистами межнациональных взаимодействий значимо изображение личности, судьбы конкретного человека. Рассказывая историю жизни индивида, массмедиа используют положения этнопсихологии, междисциплинарной отрасли знаний, фокусирующей внимание на изучении этнической специфики психики представителей различных народов и культур, проблемах национальных характеров и особенностях мировосприятия в этнокультурной среде, закономерностях формирования и функциях этнического самосознания и этнических стереотипов.

По мнению исследователей, этническая специфика психологических и социально-психологических проблем состоит, с одной стороны, в определении этнокультурной обусловленности психических состояний и внутриличностных процессов (восприятия, мышления, эмоций, сознания), индивидуальных особенностей, желаний, целей и интересов личности, с другой стороны, в понимании этнокультурной природы межличностных отношений и групповой динамики.

Для журналиста знание этнической психологии имеет двойное значение:

  • во-первых, для успешного сбора информации в другой этнической среде,
  • во-вторых, при обращении к инокультурной аудитории, когда журналист имеет другой этнокультурный статус.

На формирование методологической базы этнической журналистики оказывают влияние социология, политология, психология журналистики. Теоретики выявляют место и значение журналистики в сфере взаимодействующих культур, ее функции и формы существования, перспективы.

Ученые поясняют, что социологию журналистики интересует изучение социального института, закономерностей функционирования в системе социальных отношений, политологию журналистики – проблемы функционирования журналистики в качестве этнополитического института и регулятивного механизма, принимающего участие в разработке и реализации национальной политики.

Для психологии журналистики привлекателен анализ журналистики как средства налаживания взаимоотношений людей, изучение поведения журналиста в поликультурной среде, а также специфики, приемов и механизмов влияния массовой информации на аудиторию.

Исследователи рассматривают также аспекты обеспечения безопасности журналиста при освещении межнациональных отношений, его ответственности за результаты собственной деятельности. Этнологическая культура формируется на основе соединения составных частей профессиональной культуры – политической, правовой, социологической, психологической, становится важнейшим компонентом журналистской квалификации.

Для осмысления значения журналистики в системе этнической культуры целесообразен подход к культуре, полагают ученые, как к системе ценностей, которую формируют представления о мире и об обществе, мировоззрение, правила поведения, виды и продукты деятельности, объединяющие людей. Данный подход связан с пониманием социологами культуры как совокупности способов и приемов человеческой деятельности (как материальной, так и духовной), объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям.

В XVIII веке возникло противопоставление понятий «культура» и «цивилизация». В XIX веке сложилось представление о цивилизации как о деятельности, направленной на улучшение социального устройства, а о культуре – как об усилиях, связанных с внутренним усовершенствованием человеческой личности.

Представители евроцентристской философии истории (Гегель, Гердер, Шлегель) понимали культурный процесс как восхождение и схождение в единый центр различных тенденций. Идею прерывности культуры разрабатывали О. Шпенглер и Н. Я. Данилевский.

Несоизмеримость различных культур выявил К. Ясперс. Используя системный подход, исследователи рассматривают культуру как явление, соединяющее четыре основных элемента:

  • Во-первых, имеются в виду понятия (концепты) как компоненты языка общности, служащие цели упорядочения социального опыта. Одновременно с возникновением первобытных культур происходило становление семиотических систем (прежде всего языка), давших возможность людям «передавать друг другу не одни только простейшие трудовые навыки, а любые достижения человеческого знания и мышления».
  • Во-вторых, отношения. По мнению исследователей, культуры раскрывают, как составляющие, обнаруженные посредством использования понятий, сопряжены между собой в пространстве, во времени, по значению, на основе причинной обусловленности.
  • В-третьих, ценности. С точки зрения Н. Смелзера, ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться; они составляют основу нравственных принципов. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является таковой.
  • В-четвертых, в качестве элемента культуры выделены правила (в том числе нормы), которые регулируют поведение людей согласно ценностям.

Исследователи фокусируют внимание на свойстве ценности быть основанием культуры. Социологи полагают, что ценность выступает основанием всякой культуры, а ее саморазвитие является последовательной сменой и накоплением общечеловеческих ценностей. Функцию приобщения к культуре выполняют социальные институты научения, образования, воспитания, несущие отпечаток культуры данного общества, народа, социальной группы.

В процессе возникновения культуры представители органов власти и церкви занялись формированием ценностной картины мира в интересах укрепления стабильности существования общества, как гаранта устойчивости власти. Позднее в формировании ценностной картины мира стали участвовать такие социальные институты, как искусство, общественное мнением и журналистика.

Этнические сообщества нацелены на сохранение национальных культур и ценностей, лежащих в их основании, отмечают исследователи. Аналогичные функции возложены и на этническую журналистику, задачами которой являются защита и сохранение культурного наследия, выраженного в духовных и материальных ценностях, а также жизненного пространства этноса, в котором формируется его культура.

Интересно
В условиях, когда этнические сообщества втянуты в орбиту массовой культуры, национальные системы ценностей вынуждены адаптироваться к культурной экспансии. В национальных культурах появляются заимствованные элементы, а в социальной и политической среде формируются группы поддержки и внедрения ценностей массового общества.

Относительную природу ценности раскрывает Т. В. Науменко. Исследователь полагает, что понятие ценности есть определенная характеристика самого субъекта, ибо ценности существуют всегда для субъектов, как носителей тех или иных видов деятельности, значит, они относительны, то есть являются не таковыми вообще, а всегда в отношении какого-либо субъекта. Если на индивидуальном уровне относительность ценностей очевидна, то на уровне этнических культур существует группа ценностей, которой присуща универсальность.

Для этнической журналистики приемлемы понятия, отношения, ценности и правила, связанные с определенной этнической культурой. Журналисты, освещающие особенности этнической культуры, используют понятия, отношения, ценности и правила, которые, с их точки зрения, соответствуют общечеловеческим принципам. Ученые отмечают, что проявления культуры сопряжены с определенными функциями и включены в систему общественных отношений.

Человек действует в двух сферах – природной и общественной. С природной связана хозяйственная деятельность индивида, с общественной – социальная. В качестве средства реализации хозяйственной деятельности воспринимаются экологическая и материальная разновидности культуры, социальная деятельность отражается в нормативной и духовной культуре.

Исследователи поясняют, что экологическую культуру составляет система знаний и представлений о природных условиях деятельности – ландшафте, климате, флоре, фауне, хронологии, а также принципов существования человеческих сообществ в определенной экологической среде.

Материальная культура имеется в виду, когда идет речь о созданных или приобретенных человеком вещественных средствах жизнедеятельности – жилище, хозяйственных постройках, одежде, транспорте, пищевых продуктах, орудиях труда, предметах быта. Под нормативной культурой понимаются общественные устои, выраженные в стереотипах межэтнического и межгруппового общения, идеологических и правовых установках (к примеру, относительно власти, собственности), принципах экономических связей (хозяйственных объединениях, торговле, обмене, распределении).

Общественные устои также находят отражение в системе регламентации брачно-родственных отношений, обрядово-ритуальном комплексе, этике. С точки зрения ученых, духовная культура раскрывает средства для самореализации личности, понятия, символы, образы, представления, выраженные в искусстве, науке, эстетике, религии, идеологии, журналистике.

Духовную и материальную культуру относят к субъектной культуре. В первобытных обществах эти составляющие совмещены, любая изготовленная вещь отделена от природы сознанием человека, создавшим ее, она уникальна, несет индивидуальные особенности производственно-творческой деятельности и обладает смыслом, который вкладывает в нее творец. Такого рода предметы выполняют, по мнению исследователей, не столько утилитарные, сколько ценностно-культурные функции.

Позднее возникает необходимость в товарном обмене, увеличивается дистанция между изготовителем и потребителем, которая достигает пика в условиях промышленного производства. Происходит стандартизация, обезличивание, отчуждение вещей от производителя их. Ученые считают, что экологическая, нормативная и духовная культура выполняют адаптивные функции.

Журналистика, как явление адаптивной культуры:

  • во-первых, зависит от развития материальной культуры (особенно в сфере технологии производства массовой информации),
  • во-вторых, будучи порождением массового спроса на информацию, массовой культуры и массового общества, испытывает давление стандартов, форматов и образцов профессиональной деятельности;
  • в-третьих, участвует в создании среды обитания различных сообществ путем распространения ценностей, соответствующих потребностям выживания, интеграции или доминирования данных культур.

Этническая пресса появилась в России еще в 1980-х годах и представляла малотиражные, малоформатные печатные издания. Во втором десятилетии XXI века этнически ориентированные издания выходят в свет по всех политэтнических регионах страны. Исследователи отмечают, что особенно много их выпускается в столице России и других крупных городах, где национальный состав населения наиболее разнообразен, а этнические элиты наиболее деятельны.

Иногда этническая община или диаспора организует издание нескольких газет и журналов, которые нередко конкурируют. Внешний вид изданий зависит от финансовых возможностей этнических общин, возможен выпуск одноили двухстраничных листов формата А4 и многостраничных газет большего формата.

Ученые выявили тенденцию: абсолютное большинство этнических изданий выходит в свет нерегулярно. Общероссийские издания выпускают, как правило, на русском языке, региональные – на двух языках. В качестве примера служат республики Приволжского федерального округа, в которых действуют телеи радиокомпании, большинство их ведут вещание на двух языках – русском и национальном. Программы на национальных языках самобытны, своеобразны и не дублируют передачи на русском языке, и наоборот.

Исследователи подчеркивают значимость уникального интернационального радиожурнала «Между Волгой и Уралом», который подготавливается журналистами Казани (Татарстан), Уфы (Башкортостан), Чебоксар (Чувашия), Ижевска (Удмуртия), Саранска (Мордовия), Йошкар-Олы (Марий Эл), Сыктывкара (Коми).

Многие программы, способствующие распространению национальной культуры в республиках, посвящены обрядам, традициям, судьбам людей и нацелены на сохранение языков многонациональных регионов России. Материалы на двух языках – русском и национальном – размещаются и в официальных интернет-изданиях. Их учредителями являются государственные медиакомпании.

По мнению ученых, в данных изданиях содержание этнических материалов на русском и национальном языках дублируется. Исключением являются ленты новостей. Оперативные новости на сайтах представлены на русском языке, ленты новостей на национальных языках содержат наиболее важные, с точки зрения редакции, сообщения.

Существует и иной подход. Одной из популярных этнических радиостанций на территории Республики Саха (Якутия) является «Виктория-Саха». Вещание ведется с 1997 года, транслируются якутские народные песни, организуются конкурсы, игры, интервью с интересными людьми. Главная цель – популяризация якутских народных песен. По охвату тематики этнические газеты можно разделить на международные, общероссийские и локальные.

В свою очередь эти группы совмещают несколько типов изданий:

  • издания для представителей одной этнической группы;
  • издания для ряда близких соседей или нескольких этнических общин региона; издания для представителей одной религии;
  • смешанные издания.

Исследователи и этнические активисты объективно оценивают роль этнических средств массовой информации в современном обществе, воспринимая их как важную площадку для обсуждения проблем полиэтничности и этнической общины. Однако у этнической прессы существуют и проблемы финансирования, обеспечения кадрами, распространения печатных изданий, а также поиска актуальной для современной аудитории этнической тематики.

Некоторые редакторы этнических газет призывают коллег переходить от этнокультурных сюжетов к рассмотрению проблем и предлагают, невзирая на индивидуальность этнических сообществ, выработать универсальную концепцию деятельности этнических изданий.

Интересно
Ученые отмечают, что средства массовой информации являются одним из инструментов для организации и социально-политической мобилизации людей. Этнические лидеры уделяют внимание этническим изданиям, которые используются для информирования и просвещения соплеменников, для сплочения их, защиты прав граждан, вовлечения людей в коллективные действия.

Редакционную политику по отношению к аудитории исследователи сводят к двум тактическим подходам. Первый подход, выражающийся в стремлении к увеличению численности аудитории, свойствен новым средствам массовой информации. Вторым тактическим подходом по отношению к аудитории является удержание.

Это объясняется развитием рынка массмедиа, возникновением значительного количества однотипных печатных изданий, нацеленных на удовлетворение информационных потребностей одних и тех же целевых групп. Введен в обиход термин «точечные средства массовой информации» в отношении прессы, которой присущи высокий уровень специализации, ориентация на небольшие аудитории, как правило, профессионалов в какой-либо сфере деятельности.

Одной из важных проблем, затрагиваемых этнической прессой, считают исследователи, является миграция и миграционная политика. Идеологов и лидеров новых этнических сообществ интересуют процесс и последствия переселения мигрантов в Россию. Лидеры общин решают житейские задачи, связанные с содействием землякам в обустройстве на новом месте, заботятся о сохранении единства этнической группы, коллективной и индивидуальной идентичности. Этнические активисты отслеживают и освещают в прессе многие аспекты миграционной политики в Москве и других крупных российских регионах, с помощью экспертов оценивают ее перспективы.

Этническая пресса также фиксирует изменения, происходящие в российском законодательстве и касающиеся этнических сообществ. Исследователи полагают, что этнические средства массовой информации являются своеобразной дискуссионной площадкой для представителей этнических общин.

При этом публикации касаются в основном жизни этнических соплеменников и крайне редко – жизни принимающего сообщества и страны в целом. Федеральная и региональная печать представляет главным образом мнение принимающей стороны, а этнические средства массовой информации – взгляд на ситуацию с точки зрения сообщества диаспоры.

По мнению ученых, этнические массмедиа, интенсивно развиваясь, используя значительный эмоциональный потенциал и аудиторию, могут стать серьезной силой в принимающем сообществе.

Таким образом, этническая сфера, выполняющая функцию просвещения для достижения национального самосознания, осваивает опыт и традиции, необходимые для успешного существования этноса. Для этнической журналистики приемлемы понятия, отношения, ценности и правила, связанные с определенной этнической культурой. Журналисты, освещающие особенности этнической культуры, используют понятия, отношения, ценности и правила, которые, с их точки зрения, соответствуют общечеловеческим принципам.

Главная составляющая этнологической культуры – умение и потребность журналиста мыслить, анализировать этнические явления и процессы:

  • Во-первых, ему необходимо обладать устойчивой системой представлений о мире этнических взаимодействий и закономерностях его развития и функционирования.
  • Во-вторых, этнологическая культура предполагает склонность к исследовательской работе, потребность в познании истины, умение рассчитывать последовательность своих действий, сравнивать, сопоставлять, проверять информацию.
  • В-третьих, этнологическая культура невозможна без этической составляющей, ответственности перед аудиторией, четкой гражданской позиции, основанной на устойчивой системе ценностей, главная из которых – истина.
  • В-четвертых, профессиональная этнологическая квалификация журналиста предполагает умение предвидеть развитие национальных отношений и обосновывать свои прогнозы.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)