Этапы работы

Можно выделить пять основных этапов процесса сбора данных:

  • подготовка;
  • инструктаж;
  • мониторинг и инспекционный надзор;
  • получение анкет;
  • подготовка массива анкет к обработке.

Подготовка. Подготовка к сбору данных заключается в назначении супервайзеров, подборе интервьюеров и бригадиров, определении конкретных функций и нагрузки супервайзеров. Подготовительный этап считается завершенным, когда каждый супервайзер составил полные списки интервьюеров, подготовил задание каждому интервьюеру по выборке (адреса или квоты), упаковал комплекты материалов (бланки анкет и письменных инструкций), предварительно оповестил всех бригадиров и интервьюеров о дате начала исследования, дате и времени проведения инструктажа.

Инструктаж: принципы работы интервьюера. Идеальным вариантом инструктажа является общее собрание всех участников сбора данных: руководителя проекта, авторов инструментария, полевого директора, супервайзеров, бригадиров, интервьюеров.

Если исследование является научным (основная цель — изучение определенных явлений, процессов, закономерностей и т.п.) , не лимитировано жесткими сроками этапа сбора информации (и в силу этого в нем участвует не очень большое количество интервьюеров), то общее собрание всех участников исследования перед началом сбора информации является необходимым условием.

Если же исследование проводится преимущественно с конкретно-практическими целями (опрос общественного мнения по какой-либо проблеме, например, электоральный выбор, рейтинг политических лидеров, отношение к средствам массовой информации, реакция населения на те или иные политические решения и т.п.), и сроки опроса достаточно сжаты, то инструктаж осуществляется в несколько этапов: руководитель проекта и полевой директор инструктируют супервайзеров, супервайзеры — бригадиров, бригадиры — интервьюеров.

Несколько этапов инструктирования осуществляются быстрее и дешевле, чем подготовка к организации общего инструктажа. Однако в этом случае информация, касающаяся требований и особенностей опроса, всегда в той или иной мере претерпевает определенные искажения. Задача организаторов исследования свести эти искажения к минимуму. Для этого необходимо, чтобы инструктаж на всех этапах максимально соответствовал первоначальному сценарию. Обычно сценарий инструктажа состоит из трех частей:

  • ознакомление с общими требованиями к интервьюеру;
  • подробное разъяснение особенностей заполнения конкретного инструментария и;
  • тренинг интервью по данной анкете.

Общие требования к интервьюеру построены в соответствии с основными принципами сбора социологической информации.

1. Принцип «организованности» или «дисциплинированности». Для обеспечения идентичности условий опроса, проводимого разными интервьюерами, каждый интервьюер должен строго соблюдать все инструкции, полученные перед проведением каждого конкретного опроса. В нестандартных ситуациях (в ситуациях, не предусмотренных инструкцией) или в случаях вынужденного нарушения инструкции интервьюер должен поставить в известность своего бригадира, супервайзера или руководителя исследования, фамилии, имена и телефоны которых ему должны быть известны.

2. Принцип «репрезентативности». Интервьюер должен опрашивать только тех лиц, которые указаны в задании. Все замены, не предусмотренные инструкцией, производятся только по решению суперваизера или руководителя. Самостоятельные замены лиц, подлежащих опросу, категорически запрещены. Если интервьюер оставляет анкету для самозаполнения, то при получении анкеты он должен уточнить — кто ее заполнял.

3. Принцип «конфиденциальности». Интервьюер всегда должен помнить, что ему категорически запрещено разглашать свои впечатления от беседы с конкретными людьми. Свои впечатления, характеристику особенностей опроса организаторам исследования он представляет в отчете интервьюера только в обобщенном виде (без указания адресов и фамилий). В случае нарушения этого правила интервьюер лишается оплаты и исключается из списка интервьюеров.

4. Принцип «добровольности». На протяжении всего опроса интервьюер должен быть вежливым, корректным и не забывать, что участие респондента в опросе всегда носит добровольный характер — респондент в любой момент имеет право отказаться отвечать как на какойлибо конкретный вопрос, так и от продолжения участвовать в опросе в целом.

5. Принцип «унификации информации». При получении ответов на вопросы анкеты интервьюер (если нет дополнительной инструкции) не должен подсказывать или разъяснять респондентам смысл вопросов, значение слов или терминов, непонятных респонденту. Если респондент не понимает вопрос, интервьюер должен повторить его еще раз, помедленнее, не изменяя формы вопроса.

Установление того факта, что респондент не может ответить на сформулированный таким образом вопрос, уже является достижением интервьюера, и представляет интерес для авторов исследования. (В одних случаях — это информация о том, что вопрос сформулирован неудачно и не дает качественной информации, в других — авторам исследования необходимо получить реакцию именно на данную формулировку вопроса).

Главная задача интервьюера — зафиксировать реакцию каждого респондента именно на ту формулировку вопроса, которая представлена в бланке анкеты.
Все свои личные впечатления и комментарии по поводу формулировок вопросов интервьюер излагает после проведения опроса в отчете интервьюера. Как правило, эти замечания, комментарии, «живые» впечатления представляют ценный дополнительный материал для авторов исследования.

6. Принцип «своевременности». Интервьюер должен своевременно (в срок, указанный супервайзером или бригадиром) сдать работу. В случаях возникающей возможности срыва сроков работы, интервьюер должен своевременно сообщить об этом супервайзеру или бригадиру исследования. Несоблюдение срока сдачи работы (без уважительных причин или без предупреждения бригадира) влечет за собой снижение оплаты за выполненную работу.

7. Принцип «качества». Качество информации определяется качеством содержания информации и качеством заполнения анкет (качеством технического оформления).
Качество содержания. Качественной является информация, реально отражающая мнение тех людей, которые отвечали на вопросы анкеты. Одной из основных задач социологического сбора информации является проблема снятия возможного влияния интервьюера на характер ответов респондентов. Для того, чтобы максимально снять эффект влияния интервьюера, необходимо соблюдать следующие правила.

  1. Интервьюер не должен высказывать своего отношения к проблемам, содержащимся в анкете ни до, ни во время, ни после интервью. В ходе интервью не должно быть ни обсуждений, ни полемики между интервьюером и респондентом. Полностью безликое поведение интервьюера, естественно, невозможно, рекомендуется – приветливый взгляд, молчаливое одобрение любого высказывания, суждения и т.п.
  2. Интервьюер не должен спешить с записью варианта ответа. Значительное число респондентов дает сходные ответы. Под влиянием стереотипа, сложившегося в ходе опроса ряда респондентов, интервьюер часто, не дожидаясь конца ответа, записывает тот, который ожидает; респондент, увидев, что ответ записан, решает, что так правильнее и не уточняет свою позицию.

Качество заполнения. Вся документация, сдаваемая интервьюером, (заполненные бланки анкет, бланки заданий, отчет интервьюера) должна быть оформлена в соответствии с требованиями, содержащимися в инструкциях интервьюеру. В первую очередь, это относится к заполнению бланков анкет, так как исправить погрешности в этой работе довольно сложно.

Качественно заполненной является анкета, в которой на каждый вопрос есть отмеченный (в соответствии с инструкцией) ответ или соответствующая пометка интервьюера о причине отсутствия ответа.

Оплата работы интервьюера производится после контроля качества работы по всему массиву опрошенных (примерно через 24 недели после сдачи работы). Если анкета заполнена не полностью или неправильно (не в соответствии с требованиями инструкции) оплата за данную анкету снижается пропорционально проценту брака.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)