Элементарные части общества
Если взглянуть на нашу жизнь с высоты птичьего полета, перед нами откроется картина, напоминающая муравейник: одни люди куда-то спешат, другие трудятся, третьи размышляют и т.д.
П. Сорокин считает:
Самой родовой моделью любого социокультурного феномена является значимое взаимодействие двух или более индивидов.
Социокультурным является взаимодействие, в результате которого один индивид влияет на действия или состояния сознания другого. А “значение” – это все то (жест, слово, поступок), что для одного сознания является знаком чего-то иного. На наш взгляд, элементарные части общества включают в себя следующее.
Во-первых, это индивиды со своим телом, потребностями (и интересами), способностями (чувствами, мышлением, волей), органами деятельности, постоянным воспроизводством своего тела за счет потребления предметов внешней среды (света, воздуха, воды и т.п.).
Во-вторых, это материальное производство (пищи, одежды, жилья и т.п.), поддержание порядка с помощью государства и права, духовная деятельность, осуществляемая социальными органами – институтами.
В-третьих, это общественные отношения (отношения между индивидами), возникающие в процессе социальной деятельности. По сути это элементарные части социокультурного взаимодействия, образующего ткань общества.
Американский психолог Маслоу предложил следующую иерархию потребностей индивидов от низших к высшим:
1) физиологические (витальные) потребности;
2) потребность в безопасности;
3) потребность в любви и привязанности;
4) потребность в признании и оценке;
5) потребность в самоактуализации – реализации своих потенций, способностей и талантов.
Для социальной философии более подходит классификация потребностей на демосоциальные, экономические, политические, духовные. При этом первые три вида потребностей можно назвать практическими по сравнению с духовными.
Потребности людей проявляются в ценностных суждениях, которые представляют собой специфические определения объектов внешнего или внутреннего мира как полезных и вредных, добрых и злых, прекрасных и безобразных, истинных и ложных и т.п. Ценностные суждения существуют в сознании людей в форме слов, предложений, мыслей.
В этих ценностных суждениях зафиксировано положительное или отрицательное значение объектов для индивидов и общества. В этом случае сами объекты считаются ценностями (благами), но не сами по себе, а лишь по отношению к своим ценностным суждениям или потребностям, т.е. в составе общественных отношений.Без включения их в человеческие отношения (воспитания, познания, оценки и т.п.) сами объекты таковыми не являются (например, памятники о. Пасхи).
Ценностные суждения существуют в форме:
1) общественного идеала, характеристики чего-то должного в разных сферах общественной жизни (свобода, равенство, братство);
2) оценки предметов материальной и духовной культуры (автомобиля, живописи и т.п.), играющих в качестве предметов потребностей (и интересов) роль ориентиров людей в окружающем мире, помогая избежать вредного, злого, безобразного, ложного;
3) оценки психических феноменов, убеждений, мотиваций.
Ценности носят социально-классовый характер, различаются у разных социальных общностей: этнических, профессиональных, экономических, территориальных, возрастных и т.п. Например, то, что является ценным для молодежи, для стариков интереса не представляет.
В мире существует несколько систем ценностей: католическая, протестантская, православная, исламская, социалистическая и др. В них зафиксированы и общечеловеческие ценности: жизнь, свобода, справедливость, творчество. В каждом обществе, страте, у каждой личности существует своя иерархия ценностей, т.е. приоритетов ценностей: здоровье, семья, работа, политическая стабильность и т.п.
Социальная деятельность объединяет в себе:
1) потребности, интересы, цели деятеля (субъекта), образующие энергетический и направляющий источник активности;
2) ориентацию действующего субъекта на другого через нормы, в результате чего мотив социальной деятельности оказывается диалектическим единством потребностей субъекта и общественных норм;
3) предметы, орудия, условия деятельности;
4) последовательность действий и операций, образующих вместе с предметами, орудиями, условиями ткань деятельности.
Используя идеи Т. Парсонса, в структуре социального (практического и духовного) действия можно выделить: субъекта (деятеля) с его потребностями, интересами, целями; “ситуацию” как совокупность конкретных условий, обстоятельств, общественных норм социальной среды; “ориентацию деятеля на ситуацию”, благодаря которой вырабатывается конкретный мотив, план его реализации, происходит реализация.
Мы имеем дело с социальным действием тогда, когда деятель, учитывая ситуацию, принимает во внимание реакцию других людей, их потребности и цели, вырабатывает план своих действий, ориентируясь на других, строя прогноз, оценивает, будут способствовать или препятствовать его действиям другие социальные субъекты, с которыми он должен взаимодействовать; кто и как себя скорее всего поведет, с учетом этого – какой вариант действий следует избрать.
Т. Парсонс выделил систему основных ориентаций в процессе выбора варианта социального действия. Это пары, характеризующие возможности альтернативного выбора, в частности, между:
1) действием исключительно в собственных интересах или необходимостью учета в своем поведении потребностей коллектива (“ориентация на себя – ориентация на коллектив”);
2) стремлением к удовлетворению непосредственных, сиюминутных потребностей или отказом от последних ради перспективных и важных целей;
3) ориентациями на социальные характеристики другого индивида или имманентно присущие качества (пол, возраст, внешний вид);
4) подчинением индивидом своего поведения какому-то общему правилу или учетом специфических моментов данной ситуации и т.д.
Борьба мотивов – достаточно острая, чаще всего невидимая со стороны, внутренняя драма индивида. На нее влияют ситуация, принятая в обществе система ценностей, нравственная культура личности. В ходе исторического развития культур (и систем ценностей), социального отбора (селекции) крайние варианты (“на себя – на коллектив”) постепенно преодолеваются, индивидуализм и коллективизм постепенно заменяются солидаризмом.
В основание классификации практических действий можно положить соотношение мотивов и рациональности, предложенное М. Вебером.
- Целерационально действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты… кто рационально рассматривает отношение средств к цели по побочным результатам… то есть действует, во всяком случае, не аффективно (прежде всего не эмоционально) и не традиционно.
Целерациональное действие характеризуется ясным пониманием деятелем, чего он хочет, какие средства для этого наиболее пригодны, возможные реакции окружающих и т.д.
- Ценностно-рациональным называется действие, подчиненное определенным требованиям (ценностям), принятым в обществе, в виде религиозной нормы, нравственного долга, эстетических принципов. Здесь индивид строго ориентирован на выполнение своих убеждений о долге, достоинстве, красоте, его сознание не полностью раскрепощено.
- Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием, осуществлено в состоянии аффекта, отличается минимальностью рефлексии сознания, его отличает стремление к немедленному удовлетворению страсти, жажды мести, влечения.
- Традиционное действие осуществляется в строгом соответствии с существующими в обществе традициями, обычаями, нормами.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу