Экспорт-импорт услуг

Понятие международная услуга. Услуга отличается от товара тем, что она, являясь работой, производит определенный эффект на покупателя – перемещает его самого или его товары в мировом пространстве, развлекает, улучшает здоровье, подвижность, расширяет культурный кругозор посредством туризма, обеспечивает появление различных строительных объектов и т.д. Услуги часто называют невидимым товаром.

Услуги потребляются покупателем полностью в процессе их оказания. Услуги могут не пересекать таможенную границу и вместе с тем иметь международный характер. Федеральным законом «Об основах регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ устанавливаются способы торговли услугами, при которых такая торговля относится к ВЭД.

В соответствии с законом услуговое отношение должно происходить:

  • между «резидентом» и «нерезидентом»;
  • независимо от страны, на территории которой оказана услуга.

Виды международных услуг. Доля услуг в структуре мирового торгового оборота растет. В настоящее время соотношение экспорта услуг и экспорта товаров составляет 1:4.

Услуги подразделяются на основные и обслуживающие товарооборот:

  • Основные услуги:
    • инженерно-технические, проектирование «под ключ»;
    • сервисные;
    • строительные, управление недвижимостью;
    • арендные (лизинговые);
    • туристические, учебные, рекреационные, лечебные;
    • консультационные, аудиторские.
  • Услуги, обслуживающие товарооборот:
    • платежи и финансирование сделок и проектов;
    • маркетинговые исследования, реклама, посредничество,
    • дистрибуция, дилерство;
    • транспортировка и хранение;
    • страхование;
    • таможенные услуги (таможенные брокеры, перевозчики и склады).

Структура договора об оказании услуг. Договор об оказании услуг строится аналогично договору об экспорте-импорте товаров.

Однако он имеет и некоторые особенности, связанные со спецификой услуг:

  • Название договора, место и время заключения.
  • Определение сторон договора.
  • Преамбула: цели, заинтересованность сторон.
  • Предмет и сфера действия договора.
  • Сроки начала и окончания предоставления услуг: график работ.
  • Передача прав и обязанностей консультанта: передача прав только с письменного согласия заказчика.
  • Обязанности консультанта: обеспечение его интеллектуального вклада – документы, планы исследования, чертежи, технические отчеты.
  • Обязанности заказчика: инструкции, необходимая документация, помещения.
  • Невыполнение договорных обязательств обеими сторонами.
  • Освобождение от ответственности за последствия невыполнения договорных обязательств (форс-мажор).
  • Методы расчета вознаграждения консультанта (обычно: затраты + гонорар):
    • время, потраченное на работы + издержки;
    • стоимость труда специалистов, накладные расходы + издержки;
    • процентная доля от стоимости проекта;
    • стоимость + проценты вознаграждения (или фиксированное вознаграждение);
    • предварительный гонорар;
    • вознаграждение субконсультантов;
    • валюта, место платежа и обменные курсы.
  • Налогообложение, другие сборы и таможенные пошлины.
  • Интеллектуальная собственность и запатентованная информация:
    • патенты и лицензии: кто несет расходы за их использование;
    • изобретения и усовершенствования: права на них при их возникновении в ходе работ (по используемому национальному законодательству);
    • секретность, конфиденциальность;
    • страхование.
  • Вступление договора в силу.
  • Прекращение действия договора.
  • Применяемые технические стандарты.
  • Применяемый закон и связанные с ним вопросы.

При оказании международных услуг можно выделить ряд особенностей в процессе таможенного оформления (табл. 1).

Экспорт-импорт услуг

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)