Маркетинговая поддержка

Понятие и содержание операций, связанных с маркетинговой поддержкой ВЭД. Внешнеторговые операции обычно сложны и дорогостоящи. Этим объясняется необходимость проведения их тщательной маркетинговой проработки и сопровождения.

Маркетинговые операции в сфере внешней торговли включают в себя:

  • изучение внешнего целевого рынка;
  • принятие решения о способе обработки рынка, маркетинговой стратегии и тактике;
  • взаимодействие с внешнеторговыми посредниками.

Виды операций, связанных с маркетинговой поддержкой.

Исследование рынка зависит от решения ряда вопросов:

  • какими силами проводить исследование своими собственными силами или посредством аутсорсинга – поручить сторонним маркетинговым исследовательским фирмам?
  • каким бюджетом мы располагаем для проведения исследования?
  • каким должен быть формат исследования?

Формат операций с посредниками также зависит от ряда обстоятельств:

  • объема экспорта предприятия;
  • характера экспортируемых товаров;
  • специфики целевых покупателей.

Операции по изучению внешнего рынка. Последовательностьмероприя тий, связанных с изучением внешнего рынка, предполагает определенный алгоритм действий собственной команды или действий исследователей – аутсорсеров:

  • определение цели исследования целевого внешнего рынка;
  • составление Технического задания (ТЗ) для своих маркетологов или для аутсорсеров;
  • согласование ТЗ с исполнителем исследовательского проекта;
  • согласование бюджета исследования с исполнителем;
  • подготовка и подписание Договора о предоставлении информационных услуг с компанией-аутсорсером;
  • разработка и согласование с аутсорсером графика контроля за проведением исследования; периодическая промежуточная отчетность;
  • завершающий отчет о проведенном исследовании.

Операции с внешнеторговыми посредниками. Если проблемы выбора вида торгового посредника рассматриваются в курсе маркетинга, то здесь изучаются действия компаний, направленные на установление контактов и на особенности взаимодействия с посредниками.

Эти аспекты деятельности предусматривают:

  • разработку предложений о сбытовом сотрудничестве;
  • ознакомление потенциальных посредников со своей продукцией/услугами;
  • разработку соглашения о намерении сотрудничать при реализации товаров\услуг на целевом рынке;
  • ознакомление потенциальных посредников со своей фирмой, обучение их особенностям продаж своих товаров/услуг;
  • подписание Договора о сотрудничестве в области сбыта;
  • согласование отчетности о произведенных продажах;
  • рекламная поддержка посредников;
  • повышение квалификации персонала фирм-посредников;
  • мотивация деятельности посредников;
  • контроль их деятельности;
  • продление действия Договора о сотрудничестве, если отсутствуют противопоказания для продолжения сотрудничества.

В зависимости от характера сотрудничества с посредником по сбыту Международная торговая палата рекомендует следующие виды соглашений:

  • договор случайного посредничества (для брокеров / маклеров): его основное содержание – информировать заинтересованные сторон о возможном бизнесе; назвать имена потенциальных клиентов; сослаться на уже осуществленные сторонами сделки;
  • договор агентирования (для коммерческих представителей): следует иметь в виду, что агенты лишь способствуют заключению контракта между принципалом и третьей стороной за счет принципала и от имени принципала. Их вознаграждение – это определенный процент от суммы сделки, заключенной между принципалом и покупателем. Основное содержание договора агентирования – мониторинг целевого рынка, развитие последнего, переговоры по контрактам от имени принципала;
  • дистрибьюторский договор предполагает, дистрибьюторы заключают сделку с третьей стороной от своего собственного имени и на свой счет. Основным содержанием договора является предоставление дистрибьютору исключительного права на продажу определенных товаров на оговоренной территории.

Маркетинговая поддержка

В табл. 2 приведены основные статьи дистрибьюторских и агентских соглашений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)