Теории зарубежных инвестиций

Единого объяснения причин зарубежных инвестиций, также, как и причин мировой торговли в целом, не существует. В каждом конкретном случае учитывается специфический набор факторов.

Классическая теория капитала. Согласно этой теории экспортера капитала привлекает за рубежом уровень процента на вложенный капитал с учетом более высоких рисков функционирования, низкая стоимость факторов производства в целевой стране, выгодный обменный курс валют – слабая валюта целевой страны способствует скупке местных предприятий иностранцами.

Теория монополии. Она связана с возможностью контроля целевого рынка – посредством скупки местных конкурентов; контроля сырьевых ресурсов, ноу-хау; с реализацией монопольной прибыли.

Теория олигополистического параллельного поведения. Согласно этой теории, предприятия-поставщики следуют за лидерами отрасли на интересные целевые рынки. Например, поставщики компонентов, следуя за своими заказчиками – автосборочными предприятиями, осуществляют инвестиции за рубежом.

Теория жизненного цикла продукта (ЖЦП). Инновационные продукты изготавливаются сначала в стране их зарождения, затем распространяются в другие страны.

Теория империализма состоит в том, что свое государство путем прямых зарубежных инвестиций помогает национальным предприятиям устанавливать политический и экономический контроль над другими странами.

Интересно
Бихейвиористская (поведенческая) теория. В ней подчеркивается значение субъективного фактора при принятии решений о вывозе капитала. Объективные риски не учитываются, игнорируются реальные факторы местных условий.

Помимо высокой прибыли (выводимой посредством метода ее проектирования – feasibility study) для принятия решения об иностранных инвестициях нужны такие дополнительные мотивы как престиж, склонность к путешествиям, авантюризм, альтруизм, опасение за удержание своего рынка, страх перед конкурентами и т.д.

Теория выбора инвестиционной площадки. В ней анализируются факторы выбора места / объекта для прямых инвестиций.

Среди факторов, определяющих принятие решения об инвестициях:

  • государственное стимулирование иностранных инвестиций (налоги, дотации);
  • наличие привлекательных рыночных параметров – размеры рынка, рост рынка, низкие торговые барьеры;
  • привлекательность налоговой системы;
  • уровень политических рисков;
  • состояние инфраструктуры и т.д.

Теория преодоления таможенных барьеров в торговле. Обостряющаяся конкуренция на целевом рынке заставляет экспортеров перемещать в целевую страну производство экспортируемых товаров, чтоб избежать тарифных и не тарифных таможенных барьеров страны ввоза.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)