Движения рук при работе со слайдами

Как только выступающий делает указательный жест по направлению доски или слайда, взгляд слушателей и, соответственно, их внимание переместятся по направлению к доске или слайду.

Нечто похожее происходит, когда мы смотрим прогноз погоды по телевидению. Ведущий делает указательный жест на карту погоды, и взгляд миллионов телезрителей переносится с его лица на карту.

Указательный жест часто используется педагогами для передачи слова слушателю, задающему вопрос, или следующему выступающему. Педагог-андрагог говорит:

«Сейчас я передам слово …» — и делает при этом указующий жест на нового выступающего. Внимание слушателей перемещается по направлению указующего жеста. В работе с раздаточным материалом есть свои особенности. Если сразу же дать его в руки слушателям, они тут же начнут его разглядывать, и на какое-то время их внимание уйдет от вас. В этом случае вы можете перенаправлять его только словесно, например: «Обратите внимание на страницу 2… все нашли?».

Чтобы слушатели не «отключались» от вас, произвольно листая раздаточные материалы, периодически фокусируйте их внимание. Однако лучше не давать сразу раздаточный материал слушателям. Разверните его перед слушателями, возьмите указку или карандаш и движением указки направляйте фокус их внимания. Тогда их взгляд последует за кончиком указки. Вопрос в одном: готов ли в вашей памяти маршрут путешествия, по которому вы поведете их фокус внимания: где его задержать дольше, а где только мельком?

И знаете ли вы, как вызвать содержательный интерес после того, как привлечено внимание. Если вы стоите лицом кслушателям, а слайд или флипчатр находится слева от вас, взгляды слушателей будут периодически возвращаться к вам под влиянием навыка чтения.

Структурировать информацию — значит объединять ее отдельные элементы в более крупные структурные единицы. Один из путей структурирования — создать в сознании слушателей три «полочки», назвав их цифрами 1, 2, 3 (или буквами А, Б, В). Для большей эффективности полочек должно быть не более 3.

И информацию, которую вы хотите, чтобы слушатели запомнили, последовательно кладете на каждую из трех полочек. Говорите «1», показываете первый палец, и в сознании слушателей образуется полочка под номером один. Кладете туда информацию и загибанием пальца закрываете полочку.

Затем то же самое делаете с двумя другими полочками.

  1. Вы утверждаете: есть три главных преимущества вашего предложения.
  2. Показываете слушателям три пальца.
  3. Называете первое преимущество.
  4. Загибаете первый палец.
  5. Называете второе преимущество.
  6. Загибаете второй палец.
  7. Называете третье преимущество.
  8. Загибаете третий палец.

Полочки в сознании слушателей открываются и закрываются посредством отгибания и разгибания пальцев руки педагога-андрагога. Манипулируя своими пальцами, педагог манипулирует сознанием слушателей. Движения рук педагога-андрагога могут дать наглядный визуальный ряд, поддерживающий смысл произнесенных слов.

Интересно
Присмотритесь внимательнее к движению рук опытных ораторов, и вы увидите, как элегантно они пользуются не только движениями рук, но и движениями кистей и пальцев рук.
И если выключить звук, то, зная приблизительный контекст выступления, можно догадаться, о чем конкретно говорит выступающий. Движения рук выступающего, синхронизированные со знаками пунктуации, помогают слушателям усваивать речь.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)