Дополнительное образование

Дополнительное образование взрослых является одним из наиболее интенсивно развивающихся направлений в социокультурной сфере. Ему уделяют немалое внимание специалисты, занимающиеся исследованием дидактических и методических аспектов дополнительного образования работников медицинских библиотек.

Немаловажное место среди решаемых ими проблем занимает проблема формирования такого понятийного аппарата, который обеспечивал бы возможность полно и адекватно отразить содержание и специфику дополнительного образования.

Каковы особенности обучения взрослых людей? Каковы возможности и способности данной категории обучаемых к восприятию нового? Эти и многие другие вопросы являются предметом постоянных дискуссий, в том числе разворачивающихся среди специалистов-библиотековедов — сферы, где андрагогика — наука об обучении взрослых — уже завоевала свои позиции.

В нашем понимании взрослый — это человек, достигший физиологической, психологической и социальной зрелости, обладающий определенным жизненным опытом, зрелым и постоянно растущим уровнем самосознания, выполняющий роли, традиционно закрепленные обществом за взрослыми людьми, и принимающий на себя полную ответственность за свою жизнь и поведение.

Исходя из вышеперечисленного, рассмотрим особенности обучения взрослых людей. Зрелость физиологическая, психологическая, социальная, равно как и зрелый уровень самосознания, дают возможность предположить, что и к процессу своего обучения они будут относиться зрело, т.е. сознательно.

Известно, что взрослые обучаются для решения своих важных проблем, для достижения каких-то конкретных жизненных целей, а также применения полученных в ходе обучения знаний, умений, навыков.

Итак, взрослый является главным субъектом, началом и конечной целью процесса своего обучения. Следовательно, организация этого процесса в огромной степени зависит от личности обучающегося, его физиологических, психологических, социальных, профессиональных особенностей, и потому фундаментальной задачей при организации обучения любого человека является уяснение обучающим и самим обучающимся этих особенностей.

Интересно
Эта цель осуществляется на этапе психолого-андрагогической диагностики обучающихся. Этап диагностики в том или ином виде реализуется практически каждым обучающим и при обучении взрослых, и невзрослых. Однако при обучении взрослых этот этап играет особую роль и имеет ряд существенных отличий.

Главное отличие психолого-андрагогической диагностики заключается в том, что при обучении взрослых она является важным, самостоятельным и относительно продолжительным этапом процесса обучения, на котором проводится большая, сложная, кропотливая предварительная совместная работа обучающихся и обучающих.

Этап диагностики реализуется до начала процесса обучения, и на него необходимо отвести достаточно много времени. При этом решаются две основные задачи: выяснение индивидуальных особенностей конкретных людей, которые будут активно влиять на организацию и осуществление процесса обучения, и формирование у обучающихся устойчивой мотивации обучения, т.е. стойкого стремления к обучению.

Необходимость выяснения особенностей личности обучающихся и жизненных факторов, определяющих всю их деятельность по обучению на этапе психолого-андрагогической диагностики, обусловливается тем, что, во-первых, эта работа осуществляется совместно обучающим и обучающимся; во-вторых, она направлена на уяснение этих параметров не только обучающим, но и самим обучающимся.

Как известно, с возрастом некоторые физиологические функции человеческого организма, связанные с процессом обучения, несколько ослабевают: снижаются зрение, слух, ухудшаются память, быстрота и гибкость мышления, замедляются реакции. И хотя можно считать доказанным исследованиями различных ученых и самой жизнью, что способности к обучению взрослых людей от 20 до 60 лет существенно не меняются, а у людей умственного труда эти способности сохраняются и дольше, однако эти проблемы у каждого взрослого обучающегося в той или иной мере возникают и оказывают, естественно, отрицательное влияние на его желание обучаться.

Главные трудности обучения у взрослого человека носят психологический характер. Известный американский психолог А. Маслоу отмечал, что у взрослого человека

«…потребность в знании… интегрируется со страхом перед знанием, с тревогой, с потребностью в безопасности и уверенности».

В процессе обучения, считает ученый, происходит «диалектическое взаимодействие стремления вперед и движения назад, которое одновременно является битвой между страхом и мужеством».Отчего же это происходит? Причина в следующем.

С одной стороны, взрослые люди, стремясь к жизненно необходимой цели, жаждут ее достичь, внести какие-то положительные изменения в свою жизнь, работу, социальное положение, но, с другой стороны, у них возникает страх перед взятой на себя ответственностью за учебу: привычка к стабильному, устоявшемуся положению вещей (быту, кругу общения с коллегами и друзьями, социальному и профессиональному статусу) вступает в противоречие с неизбежными грядущими изменениями.

Взрослых беспокоят сомнения в своих способностях к обучению, страх, что в процессе обучения выявится их неграмотность, неумение учиться, что неизбежное при этом сравнение их с другими обучающимися будет не в их пользу.

Все эти сильные стрессовые ситуации и переживания, связанные у взрослых с обучением, препятствуют формированию устойчивой, длительной мотивации. То есть взрослый человек зачастую может просто отступить от намеченного пути обучения, убоявшись многочисленных негативных моментов, сопровождающих возобновление обучения

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)