Вокальные характеристики речи

Существует один способ написать слово и сто способов его произнести. Форма произнесения может «убить» самое блестящее содержание. Эмоции говорящего всегда проявятся в характеристиках голоса. Самая важная эмоция, которую вы должны передать слушателям, — это энтузиазм по поводу вашего предложения. Чтобы слова пробились в сознание слушателей, необходимо придать им силу; это достигается через ритм, высоту и тембр голоса.

Всякая речь обычно представляется как последовательность слов, составленных вместе. Из букв алфавита можно составить бесконечное количество словосочетаний, фраз и предложений.

Однако назвать речь беспристрастной передачей информации будет явным искажением этого. Заметьте, например, что одни и те же слова, произнесенные в разном порядке, с разными паузами и в разных стилях, в итоге могут дать совершенно иной и даже противоположный смысл.

Важнее всего то, что помимо говорящего субъекта у речи есть субъект воспринимающий. Именно благодаря особенностям воспринимающей стороны речь обладает силой направлять деятельность, создавать и обогащать переживание событий — как настоящих, так и воображаемых. Вполне однозначное письменное высказывание можно произнести устно на множество ладов: устная речь имеет несколько дополнительных параметров, повышающих ее гибкость.

Интересно
К вокальным характеристикам речи относятся громкость и модуляция; темп; высота и ее модуляция; дикция; интонация. Эти характеристики в совокупности и образуют ту «мелодию», которой сопровождается всякий содержательный компонент публичного выступления.

Голосовой механизм — сложная система, состоящая, главным образом, из аппарата дыхания, вибраторов, резонаторов и артикуляторов. Эти органы, благодаря в основном непроизвольной координации, о которой мы не можем и не должны думать во время выступления перед аудиторией, оказывают влияние на пять главных элементов голоса: это звучность, темп, высота, тембр и артикуляция.

Темп речи определяется комбинацией ряда факторов: скоростью произнесения слов; временными интервалами между отдельными словами; паузами между предложениями.

Ритм речи зависит от ее темпа. Если слово произносится очень быстро, а между словами большие интервалы и паузы, то речь производит впечатление отрывистой. Скорость произношения и паузы задаются «автоматическими» навыками, сформированными в детстве, из чего, однако, не следует, что их невозможно сознательно регулировать.

Для этого важно уметь слышать свой голос, а также знать некоторые образцовые эталоны — то, к чему необходимо стремиться. Говорить медленно, короткими и несложными предложениями — вот универсальная рекомендация всем, кто хочет, чтобы его поняли. Все имеющиеся в тексте знаки препинания вы должны повторить при помощи пауз, ритмики и интонаций.

Количество произносимых слов в минуту — довольно грубый показатель. Он не учитывает соотношения скорости произнесения и длительности слов, интервалов и пауз. Тем не менее, он в целом надежен, и мы им воспользуемся для оценки скорости речи. Быстрая речь не дает слушателю времени понять смысл высказывания, и одновременно она же не дает поймать говорящего на непоследовательности.

Интерпретация той или иной характеристики определяется контекстом. Если при этом вы периодически поглядываете на часы, то быстрая речь ассоциируется с торопливостью либо с боязнью не уложиться в регламент.
Быстрая речь в сочетании с четкостью и уверенной позой может быть проявлением энергичности, заинтересованности и желанием поскорее поделиться хорошей идеей, но это смогут оценить только те, кто уже высоко оценил вас как специалиста. Медленная речь в том же сочетании произведет больший эффект, поскольку она более понятна и легче запоминается.

Ритмика речи позволяет структурировать информацию, облегчает запоминание информации, способствует выделению важных моментов. В норме скорость вашейречи в момент публичного выступления должна быть в диапазоне 100—130 слов в минуту.

Темп речи должен осознаваться выступающим. Наиболее важные места, которые слушателям следует запомнить, лучше произносить чуть медленнее. Во время публичного выступления вам следует постоянно заботиться о том, чтобы слушатели находились в состоянии беседы с вами, а не общались между собой.

Если вы говорите слишком медленно, то подталкиваете слушателей к ведению собственного разговора. Чтобы проверить, где сейчас внимание слушателя, используйте общение глазами.

Когда мы волнуемся, дыхание становится поверхностным, в нем возникают «дрожания», и тогда становятся заметны проблемы речи. Чтобы хорошо говорить, надо правильно дышать. При говорении человек делает быстрые неглубокие вдохи, увеличивающие частоту дыхания и сбивающие его ритм. На протяжении одной фразы, даже не очень длинной, человеку приходится несколько раз вдохнуть воздух. При этом в высказывании образуются микропаузы.

Поэтому вдохи часто синхронизируются со знаками пунктуации. Наличие технических средств усиления звука позволяет выступающему не напрягать голос даже в больших аудиториях. Избыточно громкий голос может восприниматься как стремление навязать свою волю.

Люди, обладающие большим объемом грудной клетки, как правило, обладают грудным голосом, который в мужском и женском вариантах имеет разные оттенки. Эмоциональность голоса также в значительной степени передается тембром. Именно благодаря ему мы отличаем голоса своих знакомых от многих других.

Каждый звук обладает характерной окраской (или тембром). Она определяется плотностью, формой и размерами тела, приводимого в состояние колебания, и особенностями среды, в которой оно вибрирует.

Дыхание поставляет естественный материал для процесса речи, пения и прочих форм самовыражения с помощью звуков. Что еще можно сделать для улучшения голоса? Прежде всего — это контроль за своим дыханием. Кроме того, существуют классические примеры коррекции: например, произносить скороговорки (или просто читать) вслух, поместив за щеки два грецких ореха. Неплохие результаты дает использование магнитофона для записи и прослушивания своей речи.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)