Экспрессия жестов

Люди не только слышат, но и видят ваше выступление. Движения рук управляют вниманием слушателей. С их помощью можно делиться своим энтузиазмом и структурировать информацию. Движения как бы подтверждают каждую вашу мысль и эмоцию.

Однако эти движения не должны выглядеть искусственными, размашистыми или навязчивыми.
Артистизм выступающего — это прежде всего движения его рук. Движения рук — следующий по важности после лицевой экспрессии элемент невербального поведения, задействованный в публичном выступлении педагога-андрагога.

Движения рук выполняют следующие функции:

  • помогают снять скованность и напряженность;
  • создают дополнительный визуальный ряд;
  • направляют внимание слушателей;
  • структурируют подачу информации;
  • поддерживают ритмику речи;
  • побуждают слушателей к действиям;
  • выражают сопутствующие эмоции;
  • усиливают отдельные высказывания.

Движения рук делают речь более образной и эмоциональной, а доводы — более убедительными. Движения рук являются лучшим способом снятия волнения и связанного с ним напряжения, особенно в начальный момент выступления.

Интересно
Наиболее естественный выход для внутреннего напряжения — движения рук, которые одновременно сделают ваше выступление ярче. Следует избегать движений, не связанных с содержанием речи и раскрывающих вашу нервозность и неуверенность. Это могут быть нервная игра пальцами, верчение карандаша, мертвая схватка рук за спиной или перед животом, сжатый кулак в кармане.

Руки не должны быть произвольными частями тела, живущими собственной жизнью, их движения должны сочетаться с речью. Сочетание невербальных элементов презентации (например, движений рук) с характеристиками речи мы будем называть речевыми паттернами.

Неопытные выступающие чувствуют себя скованно, чем накладывают запрет на собственную жестикуляцию. То, что обычно происходит бессознательно и автоматически, в ситуации публичного выступления может выводиться на уровень сознательного контроля.

Довольно часто выступающий, особенно в начале презентации, не знает, куда ему деть свои руки. Перед началом выступления руки должны находиться в естественном положении вдоль туловища.

С некоторой долей условности жесты можно разделить на группы:

  1. жесты, фокусирующие внимание слушателей;
  2. жесты, помогающие структурировать информацию;
  3. жесты, условно изображающие объекты или отношения (они напоминают язык глухонемых);
  4. жесты, регулирующие поведение слушателей (направленные на прекращение разговоров, вызов аплодисментов, задавание вопросов)
  5. жесты для выражения эмоциональных реакций.

Одновременно с первыми словами переведите их в «нейтральное» положение: две руки в полусогнутом положении слегка вытянуты вперед, кисти рук сближены.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)