Доступ индивида к правосудию в Суде Европейского Союза
Правовая система Европейского Союза, как и сама организация, представляет собой сложное политико-правовое образование, не сводимое полностью ни к правовым системам отдельных стран, ни к международному праву.
Основными источниками права Европейского Союза являются:
- общие принципы права Европейского Союза;
- акты Союза – учредительные акты, договоры о присоединении, Договор о Европейском Союзе, который некоторые юристы называют конституцией Союза;
- акты, издаваемые институтами Союза в рамках их компетенции (законодательство Европейского Союза);
- международные договоры и соглашения, заключенные в сфере ЕС его государствами-членами и судебная практика (прецедентное право) Суда Европейского Союза.
Субъектами ЕС выступают не только государства, входящие в него, но и непосредственно юридические лица и граждане западноевропейских стран. Последние получили такой статус во многом благодаря судебной практике.
Рассматривая право на судебную защиту и особенности его толкования и реализации в рамках Европейского Союза, следует, прежде всего, основываться на прецедентном праве ЕС, общих принципах права и нормативно-правовых актах Союза.
Суд Европейских Сообществ длительное время оставался единственным органом, осуществляющим правосудие в Европейском Союзе.
Однако большая загруженность потребовала реформирования судебной системы, и в настоящее время (в соответствии с изменениями, внесенными Лиссабонским договором) она выглядит следующим образом:
- Высшее звено судебной системы – Суд (термин «Суд» не является эквивалентным понятию «Суд Европейского Союза». Последний обозначает всю судебную систему Союза. «Суд», напротив, служит названием только ее высшего звена (бывший Суд Европейских Сообществ), действующий с 1952 г., с момента вступления в силу Договора о ЕОУС).
- Трибунал (бывший Трибунал первой инстанции), созданный в 1989 г. на основе Единого Европейского акта как второй орган правосудия в ЕС.
- Трибунал по делам публичной службы. Он создан на основе решения Совета 2004/752/ЕС, Евратома от 2 ноября 2004 г. и приступил к работе в 2006 г. В целом введение специализированных трибуналов было регламентировано Ниццким договором, Лиссабонский договор лишь поменял процедуру учреждения.
В основном иски, поданные частными лицами, рассматривает именно Трибунал, а все остальные – Суд. Юрисдикция Трибунала носит производный характер, поскольку к ней отнесены дела, переданные из юрисдикции Суда.
К ведению Трибунала относятся, в т.ч.:
- иски в связи с судебным контролем – об аннулировании актов и в связи с бездействием, предъявленные частными лицами или компаниями, в соответствии со ст. 263 и ст. 265 Договора о функционировании Европейского Союза (далее – ДФЕС);
- иски в связи с недоговорной ответственностью (из возмещения вреда), предъявленные частными лицами и компаниями, в соответствии со ст. 268 ДФЕС;
- иски в связи с контрактами, предъявленные частными лицами и компаниями, в соответствии со ст. 272 ДФЕС.
Если один и тот же вопрос затрагивается в двух делах, одно из которых находится на рассмотрении в Суде, а другое – в Трибунале, то последний может приостановить рассмотрение вопроса до принятия решения Судом ЕС. Если же Суд примет решение о приостановлении дела, то производство в Трибунале возобновляется.
Трудовые споры между органами Союза и их служащими по первой инстанции рассматриваются специализированным Трибуналом по делам гражданской службы в соответствии со ст. 270 ДФЕС.Детальные правила в отношении организации и функционирования судебной системы ЕС изложены в части шестой «Институциональные и финансовые положения» ДФЕС (статьи 251-281) и обновленном Статуте, который отныне будет именоваться «Статут Суда Европейского Союза».
Лиссабонский договор 2007 г. увеличил права физических и юридических лиц по обращению за защитой в Суд Европейского Союза:
- частным лицам предоставлено право оспаривать регламентарные акты ЕС (четвертый абзац статьи 263 ДФЕС), например регламенты Совета о фиксировании цен на сельскохозяйственную продукцию и о других мерах в сфере общей сельскохозяйственной политики Союза;
- Суд Европейского Союза уполномочен контролировать правомерность решений, которыми вводятся ограничительные меры против физических и юридических лиц (второй абзац статьи 275 ДФЕС).
Основные процессуальные гарантии права индивида на судебную защиту заключены в общих принципах права Европейского Союза.
По сути, эти принципы – маскировка открытого судебного нормотворчества.
Традиционно Суд ЕС позиционировал себя как орган, в отношении физических лиц выносящий решения, касающиеся оспаривания актов институтов ЕС.
В 1997 г. в решении по делу Annibaldi говорит о необходимости соблюдения прав человека в национальных актах, принимаемых по вопросам, находящимся в сфере права ЕС.
Судом ЕС была разработана идея, согласно которой доктрина основных прав и свобод человека только берет свое начало из философских учений, лежащих в основе национальных норм.
Центр тяжести при определении подходов, принятых в различных правовых системах, устанавливается по духу Договора и потребностям Сообщества, находящегося в процессе укрепления».
Эти последние возникают не только тогда, когда наделение правами прямо предусмотрено Договором, но и в силу обязательств, четко определенных в Договоре, в том, что касается как частных лиц, так и государств-членов и институтов Сообщества.
Следует также напомнить, что, как это вытекает из неизменной практики Суда ЕС, национальные судебные учреждения обязаны в пределах своей компетенции применять право ЕС, обеспечивать максимальную эффективность его норм и защищать права, которыми оно наделяет частных лиц.
Основные принципы доктрины прав человека Европейского Союза закрепляют следующие положения:
- государства-члены непосредственно связаны доктриной прав человека ЕС, когда она используется для толкования положений Договора или правовых норм Союза;
- права, предоставленные частным лицам, являются предметом оговорки, предусматривающей возможность их ограничения, например, для обеспечения публичного порядка;
- государства-члены, применяя нормы Союза, связаны обязанностью соблюдать права человека в соответствии с толкованием Союза.
Европейское право, закрепляя право индивида на судебную защиту, устанавливает и ряд основополагающих процессуальных гарантий, наличие которых повышает эффективность locus standi.
Данные гарантии относятся к общей концепции Суда Европейского Союза, называемой «право на защиту».
Она включает следующие основные права:
- Право быть заслушанным. Лицу, интересы которого существенно затронуты в результате принятого органом власти решения, должна быть предоставлена возможность сделать его точку зрения известной.
- Право на юридическое представительство и конфиденциальный обмен информацией между юристом и клиентом. Выполнение этого требования требует соблюдения двух условий:
- обмен информацией должен служить целям обеспечения «права на защиту» индивида;
- юрист должен быть практикующим адвокатом, а не работником своего клиента.
- Право не свидетельствовать против себя. Редкая категория дел, поскольку сам характер споров зачастую определяет положительную сторону объяснений как для ответчиков, так и для истцов.
- Право на выбор языка. При прямых исках заявитель имеет право выбора языка. Однако если ответчиком является одно из государств-членов или частное лицо, или корпорация, имеющие национальность какого-либо из государств-членов, языком дела будет официальный язык этого государства.
Существует два специфических принципа судопроизводства, повышающих эффективность права на судебную защиту:
- принцип доступности средств судебной защиты. Специфика связана именно с наличием Суда Европейского Союза, на который, как и на национальные суды, возлагается обязанность информировать население о возможностях судебной защиты в Суде Европейского Союза, а также предоставлять разъяснения по вопросам европейского права;
- принцип максимально полной и эффективной судебной защиты. Данный принцип связан не с ограничениями, которым подвергается locus standi непривилегированных истцов, а с необходимостью выяснения вопроса о соответствии национального права государств-членов праву Союза, а следовательно, предоставлению более широких возможностей для судебной защиты. Этот принцип требует, чтобы национальные правила не препятствовали эффективному и в установленные процессуальные сроки отправлению правосудия, связанному с защитой прав, вытекающих из постановлений права Сообщества.
Наконец, следует отметить ряд общих критериев, используемых Судом ЕС, при решении вопроса о наличии у индивида права на судебную защиту:
- наличие у истца других доступных средств правовой защиты, в частности, в своем государстве;
- наличие других истцов, заинтересованных оспорить решение;
- наличие у истца достаточных доказательств того, что дело касается вопросов общего значения.
Каждый из них в отдельности вряд ли может решить исход дела, но в совокупности указанные критерии способны оказать значительное воздействие на судебное решение.
Как и любой судебный орган, Суд Европейского Союза стремится к стабильности и неизменности существующей практики.Однако последние десятилетия вынуждают и его менять свои позиции в этих вопросах, в т.ч. и в сфере защиты прав человека.
Думается, практика рассмотрения вопросов, связанных с соблюдением прав человека, будет и далее подвергаться трансформации с учетом существования как двух основополагающих актов, так и судов.
- Физические лица и юридические лица как потенциальные участники хозяйственного оборота
- Размер и порядок возмещения и компенсации вреда
- Основания и условия возникновения обязательств по возмещению и компенсации вреда
- Правовое регулирование обязательств по возмещению и компенсации вреда
- Ограничения прав и свобод сотрудников органов внутренних дел
- Правовое регулирование ограничений прав и свобод сотрудников органов внутренних дел
- Иные социальные гарантии сотрудников органов внутренних дел
- Санаторно-курортное обеспечение
- Медицинское обеспечение сотрудников органов внутренних дел
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу