Доступ индивида к правосудию в Суде Европейского Союза

Правовая система Европейского Союза, как и сама организация, представляет собой сложное политико-правовое образование, не сводимое полностью ни к правовым системам отдельных стран, ни к международному праву.

Основными источниками права Европейского Союза являются:

  • общие принципы права Европейского Союза;
  • акты Союза – учредительные акты, договоры о присоединении, Договор о Европейском Союзе, который некоторые юристы называют конституцией Союза;
  • акты, издаваемые институтами Союза в рамках их компетенции (законодательство Европейского Союза);
  • международные договоры и соглашения, заключенные в сфере ЕС его государствами-членами и судебная практика (прецедентное право) Суда Европейского Союза.

Субъектами ЕС выступают не только государства, входящие в него, но и непосредственно юридические лица и граждане западноевропейских стран. Последние получили такой статус во многом благодаря судебной практике.

Суд Европейского Союза, не являющийся формально правотворческим органом, создал за более чем 40 лет своего существования обширную систему правовых норм Европейского Союза, называемую прецедентным, или «судейским», правом.

Рассматривая право на судебную защиту и особенности его толкования и реализации в рамках Европейского Союза, следует, прежде всего, основываться на прецедентном праве ЕС, общих принципах права и нормативно-правовых актах Союза.

Суд Европейских Сообществ длительное время оставался единственным органом, осуществляющим правосудие в Европейском Союзе.

Однако большая загруженность потребовала реформирования судебной системы, и в настоящее время (в соответствии с изменениями, внесенными Лиссабонским договором) она выглядит следующим образом:

  1. Высшее звено судебной системы – Суд (термин «Суд» не является эквивалентным понятию «Суд Европейского Союза». Последний обозначает всю судебную систему Союза. «Суд», напротив, служит названием только ее высшего звена (бывший Суд Европейских Сообществ), действующий с 1952 г., с момента вступления в силу Договора о ЕОУС).
  2. Трибунал (бывший Трибунал первой инстанции), созданный в 1989 г. на основе Единого Европейского акта как второй орган правосудия в ЕС.
  3. Трибунал по делам публичной службы. Он создан на основе решения Совета 2004/752/ЕС, Евратома от 2 ноября 2004 г. и приступил к работе в 2006 г. В целом введение специализированных трибуналов было регламентировано Ниццким договором, Лиссабонский договор лишь поменял процедуру учреждения.

В основном иски, поданные частными лицами, рассматривает именно Трибунал, а все остальные – Суд. Юрисдикция Трибунала носит производный характер, поскольку к ней отнесены дела, переданные из юрисдикции Суда.

К ведению Трибунала относятся, в т.ч.:

  • иски в связи с судебным контролем – об аннулировании актов и в связи с бездействием, предъявленные частными лицами или компаниями, в соответствии со ст. 263 и ст. 265 Договора о функционировании Европейского Союза (далее – ДФЕС);
  • иски в связи с недоговорной ответственностью (из возмещения вреда), предъявленные частными лицами и компаниями, в соответствии со ст. 268 ДФЕС;
  • иски в связи с контрактами, предъявленные частными лицами и компаниями, в соответствии со ст. 272 ДФЕС.

Если один и тот же вопрос затрагивается в двух делах, одно из которых находится на рассмотрении в Суде, а другое – в Трибунале, то последний может приостановить рассмотрение вопроса до принятия решения Судом ЕС. Если же Суд примет решение о приостановлении дела, то производство в Трибунале возобновляется.

Трудовые споры между органами Союза и их служащими по первой инстанции рассматриваются специализированным Трибуналом по делам гражданской службы в соответствии со ст. 270 ДФЕС.

Детальные правила в отношении организации и функционирования судебной системы ЕС изложены в части шестой «Институциональные и финансовые положения» ДФЕС (статьи 251-281) и обновленном Статуте, который отныне будет именоваться «Статут Суда Европейского Союза».

Лиссабонский договор 2007 г. увеличил права физических и юридических лиц по обращению за защитой в Суд Европейского Союза:

  • частным лицам предоставлено право оспаривать регламентарные акты ЕС (четвертый абзац статьи 263 ДФЕС), например регламенты Совета о фиксировании цен на сельскохозяйственную продукцию и о других мерах в сфере общей сельскохозяйственной политики Союза;
  • Суд Европейского Союза уполномочен контролировать правомерность решений, которыми вводятся ограничительные меры против физических и юридических лиц (второй абзац статьи 275 ДФЕС).

Основные процессуальные гарантии права индивида на судебную защиту заключены в общих принципах права Европейского Союза.

По сути, эти принципы – маскировка открытого судебного нормотворчества.

Традиционно Суд ЕС позиционировал себя как орган, в отношении физических лиц выносящий решения, касающиеся оспаривания актов институтов ЕС.

В 1989 г. в своем решении по делу Wachauf Суд ЕС перешел эту границу, заявив, что национальные правовые акты, имплементирующие право ЕС, должны также приниматься с учетом основных прав человека, как их видит Суд ЕС.

В 1997 г. в решении по делу Annibaldi говорит о необходимости соблюдения прав человека в национальных актах, принимаемых по вопросам, находящимся в сфере права ЕС.

Судом ЕС была разработана идея, согласно которой доктрина основных прав и свобод человека только берет свое начало из философских учений, лежащих в основе национальных норм.

Интересно
Вывод: не существует правовой нормы, в соответствии с которой определенные права будут приняты Судом ЕС как основные, если они защищаются в конституциях государств-членов или даже в большинстве из них: «Суд не должен искать максимальных, минимальных или средних стандартов.

Центр тяжести при определении подходов, принятых в различных правовых системах, устанавливается по духу Договора и потребностям Сообщества, находящегося в процессе укрепления».

Право ЕС, налагающее обязанности на частных лиц, одновременно порождает права, входящие в их личное правовое достояние.

Эти последние возникают не только тогда, когда наделение правами прямо предусмотрено Договором, но и в силу обязательств, четко определенных в Договоре, в том, что касается как частных лиц, так и государств-членов и институтов Сообщества.

Следует также напомнить, что, как это вытекает из неизменной практики Суда ЕС, национальные судебные учреждения обязаны в пределах своей компетенции применять право ЕС, обеспечивать максимальную эффективность его норм и защищать права, которыми оно наделяет частных лиц.

Основные принципы доктрины прав человека Европейского Союза закрепляют следующие положения:

  • государства-члены непосредственно связаны доктриной прав человека ЕС, когда она используется для толкования положений Договора или правовых норм Союза;
  • права, предоставленные частным лицам, являются предметом оговорки, предусматривающей возможность их ограничения, например, для обеспечения публичного порядка;
  • государства-члены, применяя нормы Союза, связаны обязанностью соблюдать права человека в соответствии с толкованием Союза.

Европейское право, закрепляя право индивида на судебную защиту, устанавливает и ряд основополагающих процессуальных гарантий, наличие которых повышает эффективность locus standi.

Данные гарантии относятся к общей концепции Суда Европейского Союза, называемой «право на защиту».

Она включает следующие основные права:

  1. Право быть заслушанным. Лицу, интересы которого существенно затронуты в результате принятого органом власти решения, должна быть предоставлена возможность сделать его точку зрения известной.
  2. Право на юридическое представительство и конфиденциальный обмен информацией между юристом и клиентом. Выполнение этого требования требует соблюдения двух условий:
    • обмен информацией должен служить целям обеспечения «права на защиту» индивида;
    • юрист должен быть практикующим адвокатом, а не работником своего клиента.
  3. Право не свидетельствовать против себя. Редкая категория дел, поскольку сам характер споров зачастую определяет положительную сторону объяснений как для ответчиков, так и для истцов.
  4. Право на выбор языка. При прямых исках заявитель имеет право выбора языка. Однако если ответчиком является одно из государств-членов или частное лицо, или корпорация, имеющие национальность какого-либо из государств-членов, языком дела будет официальный язык этого государства.

Существует два специфических принципа судопроизводства, повышающих эффективность права на судебную защиту:

  • принцип доступности средств судебной защиты. Специфика связана именно с наличием Суда Европейского Союза, на который, как и на национальные суды, возлагается обязанность информировать население о возможностях судебной защиты в Суде Европейского Союза, а также предоставлять разъяснения по вопросам европейского права;
  • принцип максимально полной и эффективной судебной защиты. Данный принцип связан не с ограничениями, которым подвергается locus standi непривилегированных истцов, а с необходимостью выяснения вопроса о соответствии национального права государств-членов праву Союза, а следовательно, предоставлению более широких возможностей для судебной защиты. Этот принцип требует, чтобы национальные правила не препятствовали эффективному и в установленные процессуальные сроки отправлению правосудия, связанному с защитой прав, вытекающих из постановлений права Сообщества.

Наконец, следует отметить ряд общих критериев, используемых Судом ЕС, при решении вопроса о наличии у индивида права на судебную защиту:

  • наличие у истца других доступных средств правовой защиты, в частности, в своем государстве;
  • наличие других истцов, заинтересованных оспорить решение;
  • наличие у истца достаточных доказательств того, что дело касается вопросов общего значения.

Каждый из них в отдельности вряд ли может решить исход дела, но в совокупности указанные критерии способны оказать значительное воздействие на судебное решение.

Как и любой судебный орган, Суд Европейского Союза стремится к стабильности и неизменности существующей практики.

Однако последние десятилетия вынуждают и его менять свои позиции в этих вопросах, в т.ч. и в сфере защиты прав человека.

Интересно
После вступления Хартии основных прав Европейского Союза в юридическую силу Суд ЕС говорит о противоречии европейскому праву как таковому, без ссылок на Европейскую конвенцию 1950 г., считавшуюся еще недавно основным документом, регламентирующим права и свободы человека в Европе.

Думается, практика рассмотрения вопросов, связанных с соблюдением прав человека, будет и далее подвергаться трансформации с учетом существования как двух основополагающих актов, так и судов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)