Достижение эстетического совершенства в выполнении спортивных действий

Непосредственно спорт выступает как система разнообразных действий – отдельных движений, их комбинаций т.д., осуществляемых спортсменом или командой. К выполнению этих действий предъявляются различные требования. Они должны выполняться своевременно, быть правильными в техническом отношении и т. д.

На одно из первых мест в этом плане в современном спорте выдвигается и требование достижения эстетического совершенства в выполнении спортивных действий.

В данном случае речь идет прежде всего об артистизме и выразительности в выполнении спортивных действий. Это предполагает свободу, легкость, непринужденность движений, их четкую координацию, ритмичность, пластичность исполнения, оригинальность, творческий характер замысла и исполнения и т. д.

Для выразительности спортивных движений важное значение имеет и то, что они выражают, то есть та «идея», которая руководит этими движениями и направляет их.

Артистичность и выразительность движения имеет особое значение в тех видах спорта, где судейская оценка включает в себя оценку самого характера движения. В этих видах спорта преимущество получают те спортсмены, которым удается добиться большей выразительности движений. Поэтому она становится предметом особой заботы как спортсменов, так и тренеров.

Лучшими образцами в этом плане могут служить программы и номера таких спортсменов, как Л. Пахомовой и А. Горшкова, Э. Саади, И. Дерюгиной и др. Однако проблема выразительности и артистизма движений, особенно в связи с развитием зрелищного спорта, значима не только для так называемых «художественных», но и для других видов спорта.

Ю. Власов в своих выступлениях в печати неоднократно выражал беспокойство, например, по поводу отсутствия артистичности у некоторых атлетов. Тенденция к усилению эстетической оформленности действий, выразительности движения является характерной особенностью современного спорта в целом. Важно отметить, что спорт нуждается в особых средствах эстетического оформления движения, которые не могут и не должны быть заимствованы из других сфер эстетической деятельности.

Интересно
Одним из ярких примеров, иллюстрирующих данное положение, может служить быстрое и успешное развитие одного из наиболее молодых видов спорта– танцев на льду. Как первые автомобили походили на кареты, так и спортивный, танец вначале тяготел к формам своего салонного бального родственника. При этом были очевидны многие слабости спортивных танцев, например, несоответствие движения музыке, расхождение движений фигуриста и сопровождения, механическое соединение музыкальных кусков, остановки и разрывы движений.

Достаточно очевиден был и голый техницизм, безликость спортивного танца. Благодаря усилиям целого ряда фигуристов и их тренеров– прежде всего советских – танцы на льду превратились в яркий специфический вид спорта. Но для этого потребовалось не просто повышение техники катания, освоение новых ритмов в музыке – самое главное состояло в том, чтобы найти новое понимание танца на льду, его характер, его собственную пластику. Другая форма эстетической деятельности в области спорта – эстетическая организация спортивных соревнований и праздников.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)