Договоры в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции

Основными договорами в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции являются договор контрактации,  государственный контракт на закупку сельскохозяйственной продукции для публичных нужд, а также договоры купли-продажи и поставки, которые стороны могут согласно п. 2 ст. 421 ГК РФ разрабатывать самостоятельно, учитывая в качестве рекомендательных.

По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется в  обусловленные сроки вырастить и передать  продукцию  заготовителю –  лицу, осуществляющему закупки такой продукции  для переработки или продажи,  а заготовитель   обязуется   закупить   эту   продукцию,   оплатив   ее  в обусловленные сроки по определенной цене.

Стороны договора контрактации представлены продавцом-производителем сельхозпродукции и заготовителем-контрактантом, которые являются предпринимателями.

В качестве производителя сельскохозяйственной продукции как стороны по договору контрактации может выступать не только организация, но и физи­ческое лицо, вырастившие (произведшие) собственными силами (силами своих работников) и средствами в своем хозяйстве сельскохозяйственную продукцию.

Другим отличительным признаком договора контрактации служит его материальный объект – сельскохозяйственная продукция, выращенная либо произведенная самим производителем, являющимся стороной договора.

Правила, изложенные в ст.535 ГК РФ, указывают именно на выращенную (произведенную) сельхозпродукцию как предмет договора. Между тем материальными объектами гражданско-правовых договоров поставки или купли-продажи являются сырье, строительные материалы, станки, продовольственные товары и т. п. (ст. 130 ГК РФ).

После введения в действие ч. 1 ГК РФ 1994 г. производитель и заготовитель самостоятельны в выборе вида гражданско-правового договора, его условий, прав и обязанностей сторон договора, что вытекает из ст. 421 ГК РФ.

Поэтому в конкретном договоре контрактации производитель вправе предусмотреть передачу заготовителю часть продукции в не переработанном виде,  а часть продукции – в переработанном виде.

Сроки передачи продукции от производителя заготовителю определяются сторонами с учетом времени созревания культур (в каждом конкретном году), условий производства, хранения и переработки продукции. Сроки передачи продукции могут уточняться сторонами в их договоре в зависимости от изменившихся условий ее производства.

Для уточнения общих сроков продажи продукции сторонами могут согласовывать  графики ее сдачи-приемки.

Согласно п. 1 ст. 536 ГК РФ заготовитель принимает продукцию у производителя по месту ее нахождения.  Анализируемое диспозитивное  правило не только установило обязанность заготовителя, но и предопределило обычное условие – место исполнения обязательства-приемки продукции – «в месте, где производитель продукции организует ее пункты сдачи-приемки».

Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ, если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.

К отношениям сторон могут применяться обычаи, сложившиеся во взаимоотношениях заготовителей с производителями сельскохозяйственной продукции в течение предыдущих закупок продукции.

В качестве таковых могут учитываться требования и правила государственных, национальных стандартов, технических регламентов, а также технических условий, согласованных сторонами. Но в договоре желательно делать ссылки на указанные юридико-технические документы или конкретные их пункты.

В случае обнаружения в сельхозпродукции неустранимых недостатков, заготовитель вправе отказаться от ее приемки или потребовать замены ее на качественную (п. 2 ст. 475 ГК РФ). Но при этом по смыслу п. 1 ст. 514 ГК РФ (поскольку в ст. ст. 535-538 ГК РФ о договоре контрактации нет подходящей для данного случая нормы), заготовитель обязан принять ее на ответственное хранение и незамедлительно (например, до окончания рабочего дня) уведомить об этом производителя некачественной сельскохозяйственной продукции.

Согласно ранее действовавшим стандартам, например, некоторые виды нестандартной плодоовощной продукции допускались к заготовке и реализации в пределах района заготовок.

Однако стандартами и техническими условиями не разрешалась отгрузка ее за пределы этих зон. Например, помидоры розовой и красной степени спелости с зарубцевавшимися трещинами и опробковелыми образованиями, но удовлетворяющие остальным требованиям стандарта, допускались к заготовке в пределах района заготовок (например, для переработки в томатный сок).

Учитывая данные особенности, в договорах контрактации или соответствующих приложениях, сторонам необходимо указывать детальный перечень критериев, при наличии которых заготовитель может отказаться от приемки некачественной продукции, либо  принять продукцию с отдельными недостатками, но при этом произвести соответствующие уценки (скидки) от стоимости продукции, имеющей отдельные недостатки.

В противном случае нарушение обязанностей, не оговоренных в договоре,  может повлечь для производителя продукции негативные последствия или имущественные санкции, предусмотренные договором или законодательством.

Из п. 5 ст. 454 ГК РФ следует, что к отдельным видам договора купли-продажи, в том числе к контрактации, применяются правила о договорах купли-продажи, если иное не предусмотрено правилами ГК РФ о договоре контрактации.

В ст. 535 – 538 ГК РФ, регулирующих договор контрактации, нет специальных норм, очерчивающих перечень его существенных условий.

С учетом  предложенного понимания существенных условий и на основе анализа п. 2 ст. 535, п. 5 ст. 454 ГК РФ следует сделать вывод, что для договора контрактации «нормативно-существенными» являются только условия о предмете и цене продукции,  закупаемой заготовителем  у ее производителя.

Согласно п. 1 ст. 536 ГК РФ заготовитель принимает продукцию у производителя по месту ее нахождения.  Анализируемое правило установило не только обязанность заготовителя, но и предопределило условие и место исполнения обязательства – «фактически в месте, где производитель организует пункты сдачи продукции».

Однако условие о месте исполнения договора контрактации, определенное диспозитивной нормой, и, как следует из п. 1 ст. 536 ГК, может быть изменено соглашением сторон договора.

Для многих договоров в сельском хозяйстве существенные и иные условия, как правило, определяются непосредственно сторонами договоров, поскольку имеются их примерные образцы (стандартные формы), выработанные сельскохозяйственными товаропроизводителями и их контрагентами за несколько лет их «совместного сотрудничества».

В договорах контрактации стороны должны предусматривать обязанность производителя сельхозпродукции информировать заготовителя о невозможности сдачи продукции, например, вследствие независящих от производителя обстоятельств (изменения сроков созревания растений, наводнения, засухи, временном отсутствии уборочной техники и т. п.).

Законодатель, устанавливая ответственность сельскохозяйственного предприятия за нарушение договорных обязательств (п.3 ст. 538 ГК РФ ГК), предусмотрел ее лишь при наличии вины производителя сельскохозяйственной продукции в ненадлежащем исполнении той или иной обязанности по договору контрактации.

Это исключение из общего правила об ответственности предпринимателей независимо от их вины.

Поэтому неисполнение производителем сельскохозяйственной продукции обязательств по производству и передаче продукции заготовителю, по независящим от него причинам (конкретные причины неисполнения, так называемые форс-мажорные обстоятельства, желательно перечисленных в договоре),  может служить основанием для освобождения его от ответственности  перед заготовителем.

Имущественная ответственность за нарушения обязательств по договору контрактации может выражаться в форме уплаты неустойки (штрафа, пени). Конкретный размер неустойки (штрафа, пени) целесообразно определить по соглашению сторон в договоре.

Важную роль в правовом оформлении реализации сельскохозяйственной продукции ее товаропроизводителями является договор на закупку и по ставку сельскохозяйственной продукции для федеральных и региональных нужд.

Специальный Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», предусматривает ежегодное создание федерального и региональных фондов сельскохозяйственной продукции (п. 1 ст. 3).

Из этого Закона следует, что ассортимент и объемы закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный фонд определяются Правительством Российской Федерации.

Поставки в данный фонд производятся производителями продукции на договорной основе преимущественно в зонах товарного производства на территории Российской Федерации, а при отсутствии или недостатке сельскохозяйственной отечественной продукции – за ее пределами.

Кроме договора контрактации, для реализации продукции применяется договор закупки продукции для государственных нужд. Природа договора, опосредствующего закупки (поставки) сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, не достаточно ясна.

В специальном  Федеральном законе от 2 декабря 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» речь идет о едином договоре на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции для федеральных нужд. Однако такой договор не упоминается в ГК РФ.

Как известно, в ГК РФ закреплены нормы о поставках товаров для государственных (публичных) нужд и государственных контрактах (ст. ст. 525-534 ГК РФ).

Из п. 1 ст. 525 ГК РФ можно сделать вывод о том, что поставка любого товара для государственных или муниципальных (публичных) нужд производитсяна основе двух договоров:

  • государственного контракта;
  • договора поставки товаров для публичных нужд, заключаемого в соответствии с государственным контрактом.

В п. 1 ст. 527 ГК РФ предусмотрено, что государственный контракт заключается на основе государственного заказа на поставку товара для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном специальным законодательством о размещении таких заказов.

В Федеральном законе от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд». Под государственными или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд (п. 1 ст. 9).

В п. 2 ст. 9 Закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ установлено, что государственный или муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетомположенийнастоящегоФедеральногозакона.

Итак, Закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ прямо не определяет вид и содержание договорной формы, в которую должен быть облечен государственный контракт на закупку сельскохозяйственной продукции или иного товара: купли-продажи, поставки или контрактации.

Можно предположить, что вид договора, который будет опосредствовать государственный контракт, зависит от вида государственного заказа (о поставках, о выполнении работ (подряде), об оказании услуг).

Проект государственного или муниципального контракта разрабатывается государственным (муниципальным) заказчиком и уполномоченным органом, который является приложением к конкурсной (аукционной) документации. При размещении заказа методом запроса котировок условия контракта содержатся в запросе котировок.

Государственный или муниципальный контракт заключается в письменной форме и содержит все характерные для договора поставки существенные условия:

  • предмет контракта;
  • количественные и ценовые показатели;
  • сроки поставки товаров;
  • порядок финансирования и оплаты товаров и иные обычные права, обязанности, а также условия об  ответственности сторон.

Согласно ст. 526 ГК РФ сторонами государственного контракта являются поставщик (исполнитель) и государственный заказчик.

При этом «фигура» государственного заказчика неясна. Из региональных законодательных актов некоторых областей следует, что права по утверждению перечня государственных заказчиков принадлежат исключительно их законодательным органам.

Например, Закон Ульяновской области от 26 мая 1997 года “О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд ” утвержден Законодательным собранием области.

Этим и другими областными законами определен перечень государственных заказчиков, размещающих государственные заказы на закупку сельскохозяйственной продукции для областных нужд: ОАО “Ульяновскмясопром”,  ОАО “Ульяновскмолпром” и ОАО “Ульяновскзерно”, ОГУП «Ульяновскагропромпродукт» и др.

Согласно Бюджетному кодексу РФ (БК РФ) размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных пунктом 3 ст. 72 БК.

В соответствии же с п.1 ст. 72 БК РФ одной из сторон государственного или муниципального контракта являются организации или учреждения, уполномоченные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием обеспечивать удовлетворение государственных нужд.

В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться основания и условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.

До утверждения указанного порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается. Контроль за соблюдением условий осуществляется главным распорядителем бюджетных средств (ст. 74 БК РФ).

В случае, если предметами государственного (муниципального) контракта являются поставка товаров в соответствии с государственной программой вооружения.

Утверждаемой Президентом Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, такие государственные (муниципальные) контракты могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели долгосрочными целевыми программами (проектами) и государственной программой вооружения, утверждаемой Президентом Российской Федерации, на срок реализации указанных программ (проектов), а также в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, принимаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п.3 ст. 73 БК РФ).

В соответствии с п.1 ст.4 Закона о закупках функции государственных заказчиков могут исполнять: федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, коммерческие юридические лица, потребительские кооперативы, продовольственные корпорации, создаваемые на основе взаимных соглашений между субъектами Федерации.

Таким образом, Закон устанавливает довольно широкий перечень лиц, имеющих право выступать в качестве государственного заказчика для формирования федеральных и региональных фондов сельскохозяйственной продукции.

Такое решение вопроса о круге государственных заказчиков не отвечает государственным интересам, поскольку исполнение государственных контрактов обеспечивается, как правило, за счет средств федерального бюджета.

Возложение функций государственных заказчиков на коммерческие юридические лица, потребительские кооперативы и продовольственные корпорации затрудняет контроль за целевым использованием бюджетных средств.

Законодательство определяет функции государственного заказчика: заказчик определяет конкретных покупателей и сроки закупок продукции; согласовывает с покупателями объемы и сроки поставок; обеспечивает финансирование государственного заказа; гарантирует  товаропроизводителям оплату продукции и др. (п.2 ст.4 Закона о закупках и поставках)

Федеральное министерство в соответствии с Указом Президента России от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» может издавать нормативно-правовые акты на основании и исполнении, в частности, федеральных законов, актов Президента России и Правительства России (п/ п б ст. 3).

Однако, как было показано, законы в сфере закупок далеки от совершенства. Это позволяет отдельным недобросовестным лицам распределять государственные заказы и бюджетные средства с нарушениями установленной процедуры.

Срок действия государственного или муниципального контракта, какправило, составляет один финансовый год.

Однако государственный или муниципальный контракт на выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может быть заключен на срок более одного года. Перечень таких работ, услуг устанавливается Правительством РФ (ст. 72 Бюджетного кодекса РФ).

Ряд вопросов материального обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей по-прежнему регулируется подзаконными актами Минсельхоза России.

Например, Порядок проведения открытого конкурса по отбору организаций, осуществляющих закупку (поставку) семян в федеральный фонд семян сельскохозяйственных растений и оказание услуг по их доставке, хранению, обслуживанию и отпуску был утвержден Приказом  Минсельхоза РФ с изменениями от 12 ноября 2001 г.

Этим же приказом был утвержден типовой договор «Государственный контракт на поставку семян в федеральный фонд семян сельскохозяйственных растений»   (далее – федеральный фонд семян). Согласно контракту госзаказчиком является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Поставщик-организация – победитель проведенного конкурса по отбору организаций, осуществляющих закупку (поставку) семян в федеральный фонд семян сельскохозяйственных растений и оказанию услуг по их доставке, хранению, обслуживанию и отпуску.

В типовом договоре предусмотрено, что государственный заказчик в пределах своей компетенции в установленном порядке обязуется: осуществлять финансирование расходов поставщика по закупке (поставке), доставке, размещению семян на хранение, их страхованию, обслуживанию, отпуску из федерального фонда семян за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в федеральном законе Российской Федерации о федеральном бюджете на соответствующий год.

На основании решений Правительства Российской Федерации направлять Поставщику обязательные для исполнения письменные отгрузочные разнарядки на отпуск семян из федерального фонда семян на безвозмездной основе на условиях франко-склад Поставщика (п. 2.1.3).

Поставщик обязуется: в течение 14 (четырнадцати) дней после получения аванса осуществить закупку (поставку), доставку сельскохозяйственным товаропроизводителям или другим покупателям, а также размещение на ответственное хранение, страхование, обслуживание семян, отвечающих нормам посевного стандарта Российской Федерации и требованиям к качеству.

Осуществлять по разнарядкам государственного заказчика отпуск семян сельскохозяйственных растений из федерального фонда семян за плату путем продажи исходя из рыночной стоимости указанных в разнарядке семян, которая определяется на основе цен на дату отпуска семян цен, действующих на данные или аналогичные виды семян, на условиях франко-склад Поставщика.

Семена отпускаются за плату посредством заключения Поставщиком договоров с получателями (потребителями). В договорах с покупателями (потребителями) предусматривать условия, в соответствии с которыми продажа семян из федерального фонда производится исключительно при условии 100% предоплаты, обеспечивающей полный сбор платежей в размере суммы, выделенной Поставщику из федерального бюджета на закупку семян, их доставку, страхование, хранение, обслуживание и отпуск, включая НДС (2.2.3.).

Данные пункты свидетельствуют, что типовой договор содержит обязанности Минсельхоза РФ по  организации финансирования поставок семян. Вместе с тем имеются условия финансово-правового характера.

Так, в п. 2.2.4. типового договора предусмотрено, что средства от отпуска семян из федерального фонда семян за плату, поступающие от получателей на расчетные счета поставщика, открытые в кредитных организациях, в трехдневный срок перечисляются в доход федерального бюджета. В типовом договоре были предусмотрены правила, свидетельствующие о комплексном его содержании.

В случае невыполнения Поставщиком условия о сроках перечисления денежных средств в доход федерального бюджета, Поставщик уплачивает пеню в размере 0,01% (одна сотая процента) от суммы подлежащих перечислению денежных средств за каждый день просрочки (п. 4. 2).

В типовом договоре предусмотрены и меры гражданско-правовой ответственности поставщика. Так, если в результате экспертизы семян будет установлено, что номенклатура, объем, качество, и /или условия хранения, обслуживания не соответствуют требованиям Государственного контракта, Государственный заказчик по своему выбору имеет право потребовать от Поставщика неустойки в размере 20% (двадцати процентов) стоимости партии семян, несоответствующей качественным или количественным показателям, указанным в сертификатах (п. 4.3.).

Уплата пеней, штрафов, неустойки и возмещение убытков не освобождает Стороны от выполнения принятых обязательств.

Таким образом, анализируемый типовой договор предопределяет перечень органов управления, участвующих в обеспечении сельского хозяйства семенами, структуру договорных связей, условия о цене и расчетах, финансово-правовые и гражданско-правовые санкции.

Федеральный фонд создается для удовлетворения потребностей в сельскохозяйственной продукции районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, экологически загрязненных территорий, сил обороны и государственной безопасности и приравненных к ним спецпотребителей независимо от их размещения, городов Москвы и Санкт-Петербурга, формирования государственных продовольственных резервов и оперативного резерва Правительства Российской Федерации, обеспечения экспортных поставок.

Перечень и объемы закупок и поставок сельскохозяйственной продукции в региональный фонд определяются соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. За государственными заказчиками Закон закрепляет довольно широкий объем административных и гражданских правомочий.

Согласно Закону государственные заказчики:

  • осуществляют выбор товаропроизводителей (поставщиков) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд;
  • определяют конкретных потребителей (покупателей) и сроки закупок и поставок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд; согласовывают с потребителями (покупателями) ассортимент, объемы и сроки поставок им сельскохозяйственной продукции для государственных нужд;
  • гарантируют товаропроизводителям (поставщикам) оплату сельскохозяйственной продукции по ценам и в сроки, которые определяются государственными контрактами (в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ).

Федеральный и региональные фонды пополняются  посредством закупки продукции на основе договоров, заключаемых  товаропроизводителями (поставщиками)  с государственными заказчиками и организациям, получившим право участвовать в исполнении государственных заказов.

Так,  ОАО “Чуфаровохлебопродукт” Ульяновской области (соисполнитель государственного заказа) ежегодно заключает с сельскохозяйственными производственными кооперативами (СПК) и другими товаропроизводителями зерновых культур  договоры на закупку, хранение и отгрузку зерна во исполнение государственных заказов.

Однако зерно не сразу отгружается потребителям. Определенное время оно хранится на элеваторах и других хлебоприемных предприятиях (ХПП). Для этого, товаропроизводители, помимо заключения договоров поставок с государственными заказчиками, заключают договоры на хранение зерновых культур с элеваторами и другими ХПП.

В частности, СПК для исполнения государственного контракта передавало “Хлебоприемному предприятию” (элеватору) по договору хранения на хранение семена и зерновые культуры, отвечающие требованиям специального ГОСТа.

Хлебоприемное предприятие, в свою очередь, выполняет обычно следующие обязанности: на принятые для хранения зерно и семена выписывает реестр; осуществляет приемку и хранение зерна в соответствии со специальным ГОСТом;  по требованию хозяйства-поклажедателя  производит отпуск зерна и семян организациям, уполномоченным государственным заказчиком.

Договор хранения зерна является одним из видов гражданско-правового договора складского хранения любого товара на товарном складе. В ст.ст.907-918 ГК РФ в самом общем виде определены обязанности товарного склада: по хранению сданных товаров; по осмотру товаров, проверке их количества и состояния при их приемке и возвращении товара владельцу; основания ответственности, ее размера и условия возмещения убытков.

Договор на хранение и отгрузку зерна и семян имеет и отдельные особенности.  В договоре хранения акцент сделан на правила приемки зерна и семян по количеству и качеству, а также условия и их хранения, которые сформулированы в специальном ГОСТе.  Как отмечается в литературе договор складского хранения всегда возмездный, так как деятельность товарного склада направлена на получение прибыли.

Возмездность договора вытекает из прямого указания  п. 1 ст. 907 ГК РФ. Это дает основание считать, что условие о стоимости хранения зерна за одну тонну является существенным условием договора складского хранения за оказание услуг по хранению.

Помимо существенного условия о вознаграждении за оказание услуг по хранению (вознаграждение взимается за хранение 1 тонны зерна в месяц), элеватор и поклажедатель-товаровладелец  определяют в договоре складского хранения отдельно вознаграждения: за приемку зерна, за отпуск зерна, за сушку зерна, за подработку зерна (за 1 тонну).  Цена за хранение зерна нередко предопределяется распоряжениями региональных властей.

В соответствии с п. 1 ст. 886 ГК РФ, по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем) и возвратить эту вещь в сохранности. Если срок хранения договором не предусмотрен и не может быть определен, исходя из его условий, хранитель обязан хранить вещь до востребования ее поклажедателем (п. 2 ст. 889 ГК РФ). 

Согласно п. 1 ст. 900 ГК РФ хранитель обязан возвратить ту же самую вещь, которая была принята на хранение, если договором не предусмотрено хранение с обезличением (смешивание  одного поклажедателя с товаром другого поклажедателя). В отношении зерновых культур это и происходит при приемке их элеватором.

Для поклажедателя – СПК  (владельца двойного складского свидетельства) важно получить зерно через определенный в договоре срок примерно того же качества, которое было в момент его сдачи на хранение.

Поэтому основной обязанностью элеватора-хранителя является соблюдение условий хранения зерна. Из п. 1 ст. 891 ГК РФ можно сделать вывод, что элеватор должен принять все предусмотренные до­говором меры для того, чтобы обеспечить сохранность переданного ему на хранение зерна.

Для этого элеватор-хранитель согласно п. 1. ст. 893 ГК может изменить условия хранения зерна, если это необходимо для обеспечения его сохранности. Следовательно, элеватор может изменить условия хранения, зерна, не дожидаясь ответа поклажедателя, если изменение условий хранения необходимо для устранения утраты, недостачи или порчи зерна.

При этом по смыслу п. 1 ст. 910 ГК РФ товарный склад вправе выбрать самостоятельно меры, требуемые для сохранности товара. Данная норма вполне оправдана, поскольку элеватор является «профессиональным хранителем».

Ответственность хранителя за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение, наступает в случаях, установленных ст. 401 ГК РФ, то есть при наличии вины. Отсутствие вины доказывается непосредственно элеватором – хранителем (п. п. 1, 2 ст. 401 ГК РФ).

В соответствии со сложившимися обычаями делового оборота в сфере поставок и хранения зерновых культур элеваторы ежемесячно представляют госзаказчику документы, подтверждающие расходы производителя зерна и элеватора, в частности, стоимость услуг элеватора за хранение,  транспортных издержек производителя, расходы производителя по отгрузке зерна потребителям.

На основании приемных квитанций и товарно-транспортных накладных элеваторы представляют региональномугосзаказчику реестры, подтверждающие объемы принятых и отпущенных  элеватором зерновых культур.

Обычно стоимость зерна, указанная в квитанциях о его приеме на хранение, в первую очередь, зачитывается госзаказчиком в счет погашения остав­шейся задолженности производителя зерна по полученному товарному кредиту в прошлом году, а затем по товарному кредиту, полученному в текущем году.

Взаиморасчеты за остальные объемы зерна (отгружаемые элеватором по указанию производителя зерна или госзаказчика сверх сумм товарного кредита) производятся между производителем, элеватором и госзаказчиком по мере выделения администра­цией субъекта федерации финансовых субсидий для оплаты стоимости закупленного зерна в региональный фонд и затрат на его хранение.

При денежных расчетах по товарному кредиту применяются договорные цены, устанавливаемые на основании калькуляций, которые обычно рассчитываются по фактической себестоимости затрат прошлого года.

Кроме того, учитывается инфляционная составляющая текущего года, которая зависит от роста цен на энергоносители, стоимости затрат за услуги сторонних организаций и материалы, затраты на техническое перевооружение в текущем году, заработная плата и т.д. Обычно при определении установлении тарифа за хранение 1 тонны зерна учитываются также цены на аналогичные услуги конкурирующих элеваторных комплексов.

Важную роль в организации реализации зерна, в частности, на Московской зерновой бирже играет Положение о проведении биржевых торгов по закупке зерна и зернопродуктов за счет бюджетных средств Фонда продовольственных ресурсов г. Москвы.

Согласно Положению биржевые торги организуются Департаментом продовольственных ре­сурсов Правительства Москвы совместно с Московской зерновой биржей. Цель биржевых торгов – отбор реальных поставщиков и за­ключение контрактов на поставку качественного зерна и зернопродук­тов для городских нужд по наиболее выгодным ценам для покупателей и условиям по­ставки.

Участниками торгов являются: мельничные комбинаты и реализационные базы (покупатели), а со стороны государственного за­казчика-Департамента продовольственных ресурсов Правительства г. Москвы; юридические и физические лица, имеющие товарные ресурсы продовольственного зерна и зернопродуктов (продавцы).

Отбор потенциальных продавцов проводит Квалификационная и аукционная комиссии, создаваемые Департаментом продовольственных ресурсов Правительства г. Москвы и Московской зерновой биржей, согласно утверждаемым ими квалификационным требованиям.

Московская Зерновая Биржа в соответствии со своими функциями организует биржевые торги (помогает организовать работу брокеров, собирает необходимую информацию и производит сбор заявок на участие в торгах, обеспечивает проведение торгов), контролирует заключение договоров по совершенным биржевым сделкам и информирует Департамент продовольственных ресурсов о результатах своей деятельности.

Информирует Мелькомбинаты и реализационные базы города, организует закупку на биржевых торгах зерна и зернопродуктов за счет средств Фонда продовольственных ресурсов, создаваемого Правительством г. Москвы, в объемах и ассортимен­те, определяемых Департаментом продовольственных ресурсов.

Заявки продавцов на участие в торгах рассматриваются Квалификационной и аукционной комиссией с учетом:

  • полноты и объективности представляемых данных;
  • убедительности обоснований, подтверждающих соответствие юридического или физического лица квалификационным требова­ниям;
  • приемлемости условий поставки (объем, качество, цена, усло­вия оплаты и т.д.); фактического опыта работы на зерновом рынке Москвы.

По итогам рассмотрения представленных заявителями документов Квалификационная и аукционная комиссия выносят реше­ния о допуске к торгам или отклонении предложений тех юридиче­ских или физических лиц, которые не отвечают требованиям, устано­вленным для поставщиков зерна в г. Москву. Решения Квалификационной и аукционной комиссии оглашаются накануне торгов.

Предложения покупателей и продавцов вносятся в Информационные ведомости спроса и предложений. Объемы спроса поку­пателей разбиваются на лоты и вкладываются в конверты. Каждому конверту присваивается порядковый номер.

Маклер производит розыгрыш номеров (конвертов) лотов на покупку с доведением до продавцов следующей информации: наименование покупателя, наименование и объем товара, базис поставки и качества. На наиболее выгодном для покупателя этапе торга маклер фик­сирует согласие на покупку объявленного лота и совершение сделки.

Биржевая торговля проводится в виде аукциона.  Маклер биржи, открывая торги по удару гонга или иному сигналу, объявляет предложения продавцов и покупателей в порядке их публикации в информационном бюллетене биржи.

Брокер-продавец, чье предложение объявлено маклером, поднимает вытянутую руку ладонью от себя. Брокер-покупатель, поднимает вытянутую руку ладонью к себе. Если никто из присутствующих покупателей не выкрикивает более высокую цену, то в этом случае маклер троекратно повторяет предложенную цену.

Если от других покупателей не поступило новых предложений по цене, то сделка между брокером-продавцом и брокером-покупателем считается заключенной.

Сделки  с  наличным  товаром являются по существу сделками куп­ли-продажи (поставки), которые заключаются, как правило, непосредственно между товаропроизводителями и покупателями. Хотя от имени сельскохозяйственного товаропроизводителя и конкретного покупателя (клиентов) могут выступать и биржевые брокеры.

Исполнение по сделкам с реальным товаром состоит в том, что продавец или брокер передает покупателю проданные товары в месте, указанном покупателем при заключении сделки. Оплата товаров  совершается во время их передачи или в иной срок, согласно условиям договоров. Во всяком случае, биржа не несет ответственности за исполнение договоров купли-продажи наличного товара, но отвечает за правильность их составления (регистрации) и проведение расчетов с клиентами.

По форвардному контракту продавец – сельскохозяйственный товаропроизводитель должен произвести и поставить покупателю сельскохо­зяйственную продукцию определен­ного количества согласно ГОСТу, ТУ по заранее известной биржевой цене, с отгрузкой в точно определен­ном в контракте месяце и в пункт доставки, указанном покупателем.

Согласно ст. 8 Закона РФ “О товарных биржах и биржевой торговле” фьючерс – биржевая сделка, связанная с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара.

Это означает, что первый продавец (кредитор) по данному контракту продает не сам товар, а уступает покупателю (брокерской фирме) право на продажу контракта второму покупателю (брокерской фирме).

Этот второй покупатель (фактически становится на место продавца-кредитора) продает контракт третьему покупателю (в силу п. 1 ст. 382 ГК РФ уступает право требования на получение товара у поставщика – реального  владельца товара). Такие условия фьючерсной  сделки, как шаг цены, пределы повышения цены за один день, устанавливаются в ходе биржевых торгов.

Преимущество для сельскохозяйственных товаропроизводителей фьючерсных контрактов состоит в том, что  Биржа с момента регистрации сделки купли-продажи фьючерсного контракта гарантирует владельцу контракта приемку товара на один из складов биржи или дает поручение изготовителю об отгрузке товара непосредственно владельцу товара, каковым может быть не только брокер-покупатель, но и конкретный покупатель товара.

Московская зерно­вая биржа осуществляет контроль за исполнением заключенных на торгах биржевых сделок и договоров поставки, принимает меры по обеспечению их вы­полнения в соответствии с предоставленными правами и действующим   законодательством.

Договор поставки на основании доверенности от товаровладельца от его имени может подписать и биржевой брокер. Договоры поставки оформляются брокерами на площадке биржи, как правило, в день торгов, но не позднее 2-х дней после объявления маклера об итогах торговли. Договор поставки, заключенный для исполнения биржевой сдел­ки, исполняется в сроки, предусмотренные биржевой сделкой.

Интересен опыт Ниже-городской товарно-сырьевой биржи (НТБ).

Кроме участия в государственных мероприятиях по развитию и регулированию товарного рынка, к основным направлениям деятельности НТБ относятся:

  • организация рынка срочных контрактов на зерно с различными условиями и базисами поставки, в том числе на условиях FOB в Черноморском регионе;
  • организация биржевых рынков на различные товарные активы – продукция АПК, энергоносители;
  • организация биржевых рынков сельскохозяйственной продукции с региональными базисами поставки, в частности в Самарской области, в Южном федеральном округе и других;
  • организация и проведение совместных биржевых торгов с биржами стран СНГ на товары, производимые странами Содружества.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)