Договоры на централизованный завоз грузов между транспортными организациями

Так же, как и узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов являются договорами организационного типа.

По своей юридической природе данные договоры не являются договорами перевозки. Это особый вид транспортных договоров, предмет которых составляют взаимоотношения сторон, связанные с передачей груза и выполнением погрузочно-разгрузочных работ.

В целях отправки грузов железнодорожным, водным, воздушным либо речным транспортом их необходимо доставить на станции железных дорог (порты, аэропорты, пристани) для передачи перевозчикам соответствующего вида транспорта. Для этого необходимо осуществить вспомогательную перевозку от склада грузоотправителя до пункта отправления, которая, как правило, осуществляется с помощью автомобильного транспорта.

Обратная ситуация складывается при доставке груза из пункта назначения (станции, порта, аэропорта) на склад грузополучателя. При этом возникает два вида отношений.

Первое – между грузоотправителем и автомобильным перевозчиком, который в данном случае выступает в качестве экспедитора, осуществляя роль посредника между перевозчиком и грузоотправителем. Соответственно, услуга по вспомогательной перевозке автомобильным транспортом является транспортно-экспедиционной, поскольку призвана обеспечить «основную» перевозку, например, железнодорожным транспортом.

Второе – между двумя перевозчиками: автоперевозчиком-экспедитором и, например, железнодорожным перевозчиком. Это правоотношение возникает из договора на централизованный завоз (вывоз) грузов.

От узловых соглашений оно отличается, во-первых, тем, что в целом подчинено условиям договора транспортной экспедиции, заключенного между грузоотправителем и автоперевозчиком. Будучи экспедитором, автоперевозчик при заключении договора на централизованный завоз (вывоз) грузов не может выйти за пределы полномочий, указанных в договоре транспортной экспедиции и в доверенности, которую выдал грузоотправитель.

Во-вторых, обстоятельством, позволяющим разграничить названные договоры, является то, что договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов регулируют отношения между транспортными организациями до заключения договора смешанной перевозки грузов, т.е. еще до того момента, когда выписан единый транспортный документ (транспортная накладная).

Интересно
Узловые же соглашения регулируют отношения между транспортными организациями уже в процессе исполнения договора перевозки груза в прямом смешанном сообщении, т.е. после оформления транспортной накладной. В научной литературе помимо того называются в числе характерных признаков централизованных перевозок выполнение их по согласованному графику.

По своей юридической природе данный договор не является договором перевозки. Это утверждение никогда не ставилось под сомнение.

Например, А. И. Хаснутдинов отмечает: «Сам по себе данный договор, будучи длительным, перемещение грузов не опосредует»

Вместе с тем правовая природа договора в научной литературе освещается неоднозначно. А. Г. Быков и Д. И. Половинчик характеризуют его как особый вид транспортных договоров, предмет которых составляют взаимоотношения сторон, связанные с передачей груза и выполнением погрузочно-разгрузочных работ.

При такой трактовке договор на централизованный завоз (вывоз) грузов выбывает из разряда организационных, с чем категорически нельзя согласиться. Ведь передача вещей и выполнение работ ни при каких условиях не может быть содержанием организационного договора.

Договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов направлены на организацию иных правоотношений, а именно на организацию исполнения обязанностей по предъявлению груза к перевозке и обязанности перевозчика по выдаче груза.

При этом фактическим действиям по передаче груза и по выполнению погрузочно-разгрузочных работ придается юридическая значимость, поскольку они составляют этапы исполнения соответствующих обязанностей в иных транспортных обязательствах.

На стадии отправления груза в договоре на централизованный завоз (вывоз) грузов организуется заключение и исполнение договора о предъявлении груза к перевозке. В подобной ситуации автомобильный перевозчик играет роль грузовладельца.

На стадии выдачи груза организуется исполнение обязанности перевозчика по договору перевозки грузов выдать груз управомоченному лицу, в роли которого выступает организация автомобильного транспорта.

Интересно
М. К. Александров-Дольник и Ф. М. Лучанский приводят пример из судебной практики, где главный арбитр при Совете Министров РСФСР разъяснил, что «поскольку контора “Приморловтранс”, действуя по доверенности истца, выполняла функции грузополучателя, она обязана была выполнить все условия, определяющие действия самого грузополучателя (в данном случае принять груз по качеству в течение определенного срока)».

Поскольку договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов заключаются на длительные сроки, организация исполнения обязанностей по предъявлению груза к перевозке и по его выдаче осуществляется на систематической основе. Иными словами, в рамках договора на централизованный завоз (вывоз) грузов периодически заключаются и исполняются разовые договоры о подаче транспортных средств под погрузку и перевозки грузов. Такие договоры следует отнести к категории рамочных организационных договоров.

Таким образом, под договором на централизованный завоз (вывоз) грузов следует понимать соглашение, в силу которого автомобильный перевозчик (экспедитор) и перевозчик иного вида транспорта обязуются организовать исполнение обязанности грузоотправителя по договору о предъявлении груза к перевозке – предъявить груз к перевозке, и (или) исполнения обязанности перевозчика по договору перевозки груза – выдать груз управомоченному лицу.

Нормы, посвященные договору на централизованный завоз (вывоз) грузов, ранее содержались в ст. 38 УАТ РСФСР. Согласно правилам, которые содержались в названной статье, при централизованных перевозках автотранспортные предприятия и организации, сочетая перевозку и транспортно-экспедиционное обслуживание, производят по договору на перевозку грузов автомобильным транспортом и по согласованным графикам, составленным с учетом производственных процессов основного производства у грузоотправителей и грузополучателей, завоз (вывоз) грузов с промышленных предприятий, баз, складов, станций железных дорог, из портов (с пристаней) и аэропортов.

К сожалению, ныне действующий УАТ не содержит подобных норм.

Порядок организации централизованных перевозок грузов, а также права и обязанности транспортных организаций при осуществлении этих перевозок устанавливаются:

  1. Правилами централизованного вывоза (завоза) грузов с железнодорожных станций, расположенных на территории Российской Федерации, выполняемого транспортно экспедиционными предприятиями (утверждены письмом МПС России от 14.05.1993 № С-405у/АК-7/ЦМ-180).
  2. Правилами централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом в аэропорты в РСФСР, утвержденными Министерством гражданской авиации СССР и Министерством автомобильного транспорта РСФСР 23 июля 1973 года.
  3. Правилами централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом в морские порты в РСФСР, утвержденными Министерством морского флота СССР и Министерством автомобильного транспорта РСФСР 12 марта 1973 года.
  4. Правилами централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом в порты (на пристани) внутреннего водного транспорта РСФСР, утвержденными Министерством речного флота РСФСР и Министерством автомобильного транспорта РСФСР 14 февраля 1975 года.

Перечисленные нормативные акты действуют в части, не противоречащей гл. 40 ГК, транспортным уставам и кодексам. В качестве приложений к каждым из названных правил имеются соответствующие типовые договоры, детально регламентирующие взаимоотношения сторон.

Порядок заключения договора определяется транспортными уставами и кодексами, другими законами и иными правовыми актами (ст. 799 ГК)

Договоры на централизованный завоз (вывоз) заключаются на срок не менее чем один год. При обоюдном согласии сторон срок действия договоров может быть продлен.

Проекты договоров разрабатываются экспедитором на основании примерных договоров с учетом местных условий работы и направляются не позднее чем за 40 дней до начала календарного года другой договаривающейся стороне, которая его подписывает и возвращает один экземпляр договора экспедитору в 10-дневный срок. Этот срок исчисляется: при пересылке проекта договора с нарочным – с даты расписки в получении договора; при пересылке по почте – с даты календарного штемпеля почтового отделения в пункте отправления.

Интересно
Если при подписании договора возникнут возражения по его условиям, то независимо от этого другая договаривающаяся сторона его подписывает, составляет протокол разногласий и направляет последний в двух экземплярах экспедитору вместе с подписанным договором.

Экспедитор, получив договор с протоколом разногласий, рассматривает его и назначает дату рассмотрения разногласий. Если при совместном рассмотрении разногласий они не будут урегулированы, то дальнейший спор рассматривается в соответствии с АПК.

Ориентировочный годовой объем завоза (вывоза) грузов со станций железных дорог, портов, аэропортов определяется экспедиторами и указывается в договорах.

Обязанность выполнить погрузочно-разгрузочные работы при передаче груза с одного вида транспорта на другой возлагается на станции железных дорог, аэропорты и порты.

Организация завоза (вывоза) грузов.

В договорах между транспортными организациями устанавливается:

  • порядок информации автоперевозчиков-экспедиторов о прибывших грузах, порядок и сроки раскредитования ими перевозочных документов и получения железнодорожных накладных;
  • условия организации и планирования работы транспортных организаций по централизованному завозу (вывозу) грузов;
  • норма времени на передачу грузов, погрузку (выгрузку) автомобилей;
  • режим работы автотранспортного предприятия и перевозчика иного вида транспорта с учетом организации завоза (вывоза) грузов без выходных и праздничных дней;
  • порядок подачи автомобилей по объектам;
  • фронт одновременной погрузки (выгрузки) автомобилей, исходя из специализации складов;
  • ночная загрузка автомобилей, прицепов и полуприцепов и порядок их передачи железной дороге, аэропорту, порту под охрану после загрузки;
  • другие обязательства сторон, направленные на обеспечение четкой и согласованной работы по централизованному завозу (вывозу) грузов автомобильным транспортом.

Порядок организации приема и выдачи грузов, последовательность и продолжительность производства расчетных, коммерческих и погрузочно-разгрузочных работ по каждому фронту грузового района и контейнерного пункта устанавливается технологическим процессом работы станции железной дороги, аэропорта либо порта.

Учет работы автотранспорта по завозу (вывозу) грузов и время его нахождения под грузовыми операциями у грузоотправителей и грузополучателей и на фронтах погрузки (выгрузки) грузовых районов и контейнерных пунктов производится по товарно-транспортным накладным.

Товарно-транспортная накладная оформляется автоперевозчиком на основании транспортной накладной (например, железнодорожной)

Время нахождения автотранспорта под грузовыми операциями указывается в товарно-транспортной накладной представителем станции, производящим приемку и выдачу груза, и заверяется его подписью.

Ответственность по договору.

Станции железной дороги несут ответственность за сверхнормативный простой автотранспорта, поданного под погрузку (выгрузку).

Экспедиторы, в свою очередь, отвечают за простой подъемно-транспортных машин и грузчиков из-за неподачи или несвоевременной подачи экспедитором автотранспорта к фронтам погрузки (выгрузки) грузовых рейсов и контейнерных пунктов станции железной дороги. Сверхнормативный простой автотранспорта определяется по товарно-транспортным накладным.

Учет простоя подъемно-транспортных машин и грузчиков производится на основании актов, составляемых подразделениями железной дороги, производящими погрузочно-разгрузочные работы, и автоперевозчиком.

Расчеты между сторонами по вопросам взаимной ответственности производятся в течение пяти дней после отчетного месяца.

Интересно
Автоперевозчик несет ответственность за обеспечение сохранности груза с момента получения от грузоотправителя или станции железной дороги до момента сдачи его грузополучателю или станции железной дороги.

Договором могут быть предусмотрены обстоятельства, исключающие взаимную ответственность.

Железная дорога может предоставлять экспедитору на условиях договора помещения и средства связи, а также площадки для стоянки автомобилей и полуприцепов, загружаемых в ночное время.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)