Договорное регулирование в сфере электроэнергетики

Рассматривая особенности договорного регулирования в сфере электроэнергетики следует отметить, что в сфере электроэнергетики используются различные договоры, для изучения специфики которых можно использовать классификации, представленные в Общей части настоящего учебника. Исключение составляют лишь соглашения о разделе продукции.

Особенности правовой природы договоров в электроэнергетике были предметом многих правовых исследований, среди которых следует отметить работы, в частности, М.И.Брагинского, А.П.Вершинина, В.В.Витрянского, О.А.Городова, С.А.Свиркова. В правовой литературе предлагаются различные классификации договоров в электроэнергетике.

Так, О.А.Городов подразделяет договоры, заключаемые в сфере электроэнергетики, на четыре группы:

  1. Договоры, заключаемые в процессе организации управления и осуществления оперативно- диспетчерского управления в электроэнергетике и доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка.
  2. Договоры, заключаемые в процессе осуществления доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии.
  3. Договоры, заключаемого в процессе функционирования оптового рынка электроэнергии.
  4. Договоры, заключаемые в процессе функционирования розничных рынков электроэнергии.

С.А.Свирков выделяет три группы обязательств в электроэнергетике:

  • организационные обязательства;
  • обязательства по реализации (приобретению) электроэнергии;
  • обязательства по оказанию услуг.

В рамках данной статье будут рассмотрены особенности договоров, регулирующих отношения по поставке электрической энергии и мощности, договора об оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, передаче электрической энергии, договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств.

I. При изучении особенностей договорного регулирования отношений по поставке электрической энергии, мощности необходимо учитывать, что соответствующие положения закреплены в том числе в Федеральном законе от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Постановлении Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности», Постановлении Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», актах Совета рынка.

Краткая характеристика договоров поставки электрической энергии и мощности представлена в Общей части настоящего учебника. В данном пункте хотелось бы прежде всего обратить внимание на следующие особенности договорного регулирования отношений по поставке электрической энергии и мощности на оптовом рынке.

Согласно п.1 ст.32 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» На оптовом рынке действует организованная система договоров между субъектами оптового рынка, определяющая основные условия деятельности соответствующих субъектов на оптовом рынке, условия продажи электрической энергии и мощности, оказания услуг.

Перечень, система и порядок заключения обязательных для участников оптового рынка договоров определяются Правилами оптового рынка.

Наряду с указанной системой договоров поставщики и покупатели электрической энергии и мощности — субъекты оптового рынка вправе заключать в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии и (или) мощности.

Субъекты оптового рынка свободны в выборе контрагентов по таким договорам.

Субъекты оптового рынка, осуществляющие производство и поставки мощности, обязаны поставлять мощность по договорам купли-продажи, договорам поставки мощности, заключенным в порядке, установленном правилами оптового рынка, в том числе с использованием генерирующих объектов, включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень.

Покупатели электрической энергии — субъекты оптового рынка и в предусмотренных правилами оптового рынка случаях иные лица обязаны приобретать мощность по договорам купли-продажи, договорам поставки мощности, заключенным в порядке, установленном правилами оптового рынка.

Заключение договоров купли-продажи, договоров поставки мощности, совершение взаимосвязанных с ними сделок для указанных субъектов оптового рынка, а также для иных лиц и организаций коммерческой и технологической инфраструктур оптового рынка в предусмотренных правилами оптового рынка случаях являются обязательными. Двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии и мощности подлежат регистрации в порядке, установленном Правилами оптового рынка.

В случае заключения субъектами оптового рынка таких договоров стороны при необходимости заключают также договор оказания им услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с системным оператором и договор оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией.

Существенными условиями договора о присоединении к торговой системе оптового рынка и регламентов оптового рынка определены в п.40 Правил оптового рынка.

Разработка формы договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, регламентов оптового рынка, стандартных форм договоров, обеспечивающих осуществление торговли на оптовом рынке электрической энергией, мощностью, иными товарами, обращение которых осуществляется на оптовом рынке, а также оказание услуг, связанных с обращением указанных товаров на оптовом рынке относится согласно п.2 ст. 33 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» к функциям Совета рынка.

Стандартные формы договоров, обеспечивающих осуществление торговли на оптовом рынке электрической энергией, мощностью размещены на официальном сайте НП «Совет рынка» и включают следующие группы стандартных форм договоров:

  1. Стандартные формы договоров, обеспечивающих куплю-продажу электрической энергии и (или) мощности по регулируемым ценам (тарифам).
  2. Стандартные формы договоров, обеспечивающих куплю-продажу электрической энергии по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед.
  3. Стандартные формы договоров, обеспечивающих куплю-продажу электрической энергии по результатам конкурентного отбора заявок для балансирования системы.
  4. Стандартные формы договоров, обеспечивающих куплю-продажу мощности по результатам конкурентного отбора мощности и мощности генерирующих объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме.
  5. Стандартные формы договоров, обеспечивающих куплю-продажу мощности по договорам о предоставлении мощности.
  6. Стандартные формы договоров, обеспечивающих куплю-продажу мощности новых объектов атомных электростанций и гидроэлектростанций.
  7. Стандартные формы договоров, обеспечивающих куплю-продажу мощности по договорам о предоставлении мощности квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии.
  8. Стандартные формы договоров, заключение которых необходим для участия в отношениях по купле-продаже электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке на территориях, не объединенных в ценовые зоны.
  9. Иные стандартные формы договоров, заключение которых необходимо для участия в отношениях по купле-продаже электрической энергии и мощности на оптовом рынке, соглашений и положений, обеспечивающих функционирование торговой системы оптового рынка.

II. Порядок оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению, порядок заключения договора об оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике определены в Федеральном законе от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правилах недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг.

В соответствии с п.1 ст.16 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» системный оператор (в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах — субъект оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, определяемый Правительством РФ) оказывает на возмездной договорной основе услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии.

Правительство Российской Федерации устанавливает критерии и порядок отнесения субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии к кругу лиц, подлежащих такому обязательному обслуживанию.

Заключение договоров оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии, отнесенными в соответствии с п.1 ст.16 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию, с системным оператором является обязательным для обеих сторон, при этом системный оператор не вправе отказать в заключении такого договора.

Договор оказания данных услуг заключается субъектами электроэнергетики, потребителями электрической энергии до заключения ими договора оказания услуг по передаче электрической энергии с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.

Согласно п.6 Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг услуги оказываются на основании двустороннего договора об оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, заключаемого с потребителями услуг.

При этом системный оператор не вправе отказать потребителю услуг в заключении такого договора. В договоре указываются установленные системным оператором технические требования, необходимые ему для управления режимами Единой энергетической системы России, а также срок их выполнения.

Цена услуг определяется ценами (тарифами) или предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями цен (тарифов), установленными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов ( п.8 Правил).

Согласно п.19 Правил в рамках оказания услуг по договору системный оператор обязуется осуществить комплекс организационно и технологически связанных действий по выполнению функций по оказанию услуг, предусмотренных утверждаемым Правительством РФ перечнем услуг субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, цены (тарифы) на которые регулируются государством.

При исполнении договора потребитель услуг обязан выполнять установленные системным оператором требования, необходимые для управления электроэнергетическим режимом работы энергетической системы, требования, предусмотренные договором, и оплачивать услуги системного оператора в сроки, предусмотренные договором.

III. Порядок заключения, существенные условия договора на оказание услуг по передаче электрической энергии, определены в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.

Порядок заключения договора, основания для отказа сетевой организации от заключения договора закреплены в пунктах 18-24 указанных Правил.

В течение 30 дней с даты получения документов, предусмотренных в пункте 18 Правил сетевая организация обязана их рассмотреть и направить заявителю подписанный сетевой организацией проект договора или мотивированный отказ от его заключения либо протокол разногласий к проекту договора в установленном порядке.

Договор считается заключенным с даты получения сетевой организацией подписанного заявителем проекта договора, если иное не установлено договором или решением суда.

Согласно п.9 указанных Правил данный договор является публичным и обязательным к заключению сетевой организации. В соответствии с общим правилом, установленным в п.10 Правил, данный договор не может быть заключен ранее заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям. Из данного правила сделаны исключения для случаев, когда потребителями услуг выступают: сторонами договора являются сетевая организация и потребитель.

В соответствии с п.12 Правил в рамках договора об оказании услуг по передаче электрической энергии сетевая организация обязуется осуществить комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, а потребитель услуг — оплатить их.

Существенные условия договора закреплены в п.13 Правил и включают в себя следующие:

  1. Величина максимальной мощности энергопринимающих устройств, технологически присоединенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке к электрической сети, определенная в соответствии с пунктом 13_1 данных Правил, с распределением указанной величины по каждой точке поставки.
  2. Порядок определения размера обязательств потребителя услуг по оплате услуг по передаче электрической энергии в соответствии с пунктом 15_1 Правил, включающий:
    — сведения об объеме электрической энергии (мощности), используемом для определения размера обязательств, или порядок определения такого объема;
    — порядок расчета стоимости услуг сетевой организации по передаче электрической энергии.
  3. Ответственность потребителя услуг и сетевой организации за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства, которая определяется балансовой принадлежностью сетевой организации и потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) и фиксируется в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей и акте эксплуатационной ответственности сторон, являющихся приложениями к договору.
  4. Сведения о приборах учета электрической энергии (мощности), установленных на дату заключения договора в отношении энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики и используемых для расчетов по договору, с указанием мест их установки, заводских номеров, даты предыдущей и очередной поверки, межповерочного интервала.
  5. Обязанность потребителя услуг по обеспечению установки и допуску в эксплуатацию приборов учета, соответствующих установленным законодательством Российской Федерации требованиям (в отношении энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики), которые на дату заключения договора не оборудованы приборами учета, либо в случае если установленные приборы учета не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации).
  6. Обязанность потребителя услуг, энергопринимающие устройства которого подключены к системам противоаварийной и режимной автоматики, установленным в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям или настоящими Правилами, и находятся под их воздействием, по обеспечению эксплуатации принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании систем противоаварийной и режимной автоматики, а также по обеспечению возможности реализации такого воздействия систем противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с требованиями субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сетевой организации.

Обязанности потребителя при исполнении договора закреплены в п.14 Правил.

Обязанности сетевой организации при исполнении договора закреплены в п.15 Правил.

Стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется исходят из тарифа на услуги по передаче электрической энергии и объема оказанных услуг по передаче электрической энергии.

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике. Правила государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике рассматриваются в Главе 3 настоящего раздела учебника.

IV.Существенные условия договора об осуществлении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, регламентация процедуры присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации установлены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Согласно п.28 указанных Правил критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:

  • сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций;
  • отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;
  • отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.

В соответствии с общим правилом, предусмотренном в п.29 Правил в случае несоблюдения любого из указанных в п.28 Правил критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.

Включение мероприятий по реконструкции или расширению (сооружению новых) объектов электросетевого хозяйства (за исключением объектов заявителей, указанных в п. 13 Правил) и (или) мероприятий по строительству (реконструкции) генерирующих объектов, проведение которых необходимо для обеспечения присоединения объектов заявителя, в инвестиционные программы сетевых организаций, в том числе смежных сетевых организаций, и (или) наличие обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий, означают наличие технической возможности технологического присоединения и являются основанием для заключения договора независимо от соответствия критериям, указанным в подпунктах «а»-»в» п. 28 данных Правил.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)