Договорное регулирование в газовой отрасли

Для исследования особенностей договорного регулирования в газовой отрасли можно условно подразделить договоры на следующие группы:

  1. Договоры, регулирующие отношения по поставке газа
  2. Договоры, регулирующие отношения по транспортировке газа
  3. Договоры на технологическое присоединение к газораспределительным, газотранспортным сетям
  4. Соглашения о разделе продукции
  5. Концессионные соглашения
  6. Договоры на хранение газа
  7. Договоры на строительство, реконструкцию и модернизацию энергетических объектов
  8. Договоры поставки энергетического оборудования газовой отрасли
  9. Энергосервисные договоры (контракты)
  10. Договоры на создание инновационных продуктов в газовой отрасли.

Определенные требования к указанным договорам закреплены в Гражданском кодексе РФ, Федеральном законе от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Федеральном законе от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»; Федеральном законе от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», других федеральных законах и подзаконных актах.

Указанными актами закреплены в том числе и положения о порядке заключения договоров. При этом следует учитывать также и соответствующие положения о закупках, которыми согласно нормам Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических услуг» предусматривается возможность для юридических лиц, на которых данный закон распространяется, предусматривать в положении о закупке иные (помимо конкурса или аукциона способы закупки).

Вопросы о правовой природе, особенностях заключения, проблемных аспектах регулирования договоров поставки и транспортировки газа справедливо являются предметом правовых исследований.

В рамках данного параграфа остановимся более подробно именно на этих договорах, так как и на законодательном и на уровне подзаконных нормативных правовых актов предусматривается существенная регламентация соответствующих отношений.

Правовой анализ положений Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении», касающихся договорного регулирования свидетельствует о том, что законодателем закреплены полномочия Правительства РФ по существенному регулированию договорных отношений в газовой отрасли.

Согласно ст.18 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении» поставки газа производятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации.

Законодатель также предусмотрел, что преимущественное право на заключение договоров поставки газа имеют его покупатели для государственных или муниципальных нужд, коммунально-бытовых и социальных нужд граждан, а также его покупатели, в отношении которых продлеваются действующие договоры поставки газа.

Правила поставки газа в Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162. Данное Постановление было принято еще до принятия Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении» во исполнение Указа Президента РФ от 28.04.1997 № 426 «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий».

Следует отметить, что с момента принятия данного Постановления в него неоднократно вносились изменения и дополнения причем уже после вступления в силу Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении» Правовой анализ положений, предусмотренных Правилами поставки газа, показывает следующее.

Постановлением Правительства закреплено, что поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ, федеральных законов, правил поставки газа и иных нормативных правовых актов.

Правилами предусмотрено, что договор поставки газа должен соответствовать требованиям параграфа 3 главы 30 Гражданского кодекса РФ. При этом в соответствии с п.4 Правил также предусмотрено, что до начала использования газа в качестве топлива покупатель должен выполнить технические условия на присоединение к газораспределительной системе газоиспользующего оборудования.

Технические условия на подключение к газотранспортной и газораспределительной системе выдаются соответственно газотранспортной или газораспределительной организацией. Расходы, связанные с подключением объектов поставщика и покупателя газа к газотранспортной системе, производятся за их счет.

Покупатель или поставщик газа имеет право на его транспортировку в соответствии с положениями об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе ОАО «Газпром» и к газораспределительным сетям, утверждаемыми Правительством РФ.

Порядок и условия транспортировки газа по газотранспортной системе устанавливаются газотранспортной или газораспределительной организацией и оформляются договором в соответствии с Правилами поставки газа в Российской Федерации.

В соответствии с п.9 Правил предложение о заключении договора поставки газа направляется, как правило, поставщиком покупателю, предварительно представившему заявку на приобретение газа.

Согласно п.10 Правил предложение о заключении договора транспортировки газа направляется газотранспортной или газораспределительной организацией поставщику (покупателю) одновременно с разрешением на доступ к газотранспортной системе, выданным в соответствии с установленным Правительством РФ.

Необходимо обратить внимание, что в соответствии с п.11 Правил согласие на заключение договора поставки газа или договора транспортировки газа (подписанный проект договора) должно быть направлено стороной, получившей предложение о заключении договора (оферту), не позднее 30 дней с момента его получения, если иной срок не определен в оферте.

При несогласии с условиями договора сторона, получившая оферту, обязана выслать другой стороне протокол разногласий, в случае неполучения в 30-дневный срок со дня отправления подписанного поставщиком протокола разногласий обратиться в арбитражный или третейский суд и по истечении срока действия договора, заключенного на предыдущий период, прекратить отбор газа.

Отбор (продолжение отбора) газа покупателем по истечении указанного 30-дневного срока и (или) срока действия договора, заключенного на предыдущий период, считается согласием стороны, получившей оферту, на заключение договора поставки (транспортировки) газа на условиях поставщика (газотранспортной или газораспределительной организации).

В случае если покупатель обратился в арбитражный суд, действие договора поставки газа, заключенного на предыдущий период, продлевается до вступления в силу решения суда.

Таким образом данные Правила распространяются как на договор поставки газа, так и на договор транспортировки газа.

Условия, сроки и порядок исполнения договоров установлены в разделе IV Правил. В данном разделе предусматривается, что Поставщик обязан поставлять, а покупатель отбирать газ в количестве, определенном в договоре поставки газа.

В договоре поставки газа определяются месячные, квартальные и годовые объемы поставки газа и (или) порядок их согласования, а также порядок изменения определенных договором объемов поставки газа.

В соответствии с общим правилом, установленным в п.13 Правил поставки газа, поставщик обязан поставлять, а покупатель получать (отбирать) газ равномерно в течение месяца в пределах установленной договором среднесуточной нормы поставки газа. При этом Правила закрепляют норму о том, что договором могут быть предусмотрены случаи, когда допускаются неравномерности поставки газа по суткам. В то же время следует обратить внимание, что эти случаи (неравномерности поставки газа) предусмотрены п.14 Правил поставки газа и данный перечень является исчерпывающим.

В п.17 Правил закреплены условия оплаты за перерасход газа без предварительного согласования с поставщиком.

Следует обратить внимание, что пункты 11 ( абз.2,3,4) и пункт 17 Правил оспаривались в судебном порядке как противоречащие с точки зрения заявителя (ООО «Строительное управление-881) Федеральному закону от 31.03.99 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Гражданскому кодексу Российской Федерации (статьи 10, 421, 450-453), не соответствующие позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 18.07.2003 № 14-П, и препятствующие осуществлению обществом предпринимательской деятельности, в частности, нарушающие право свободного определения условий гражданских договоров в соответствии с законом, право общества свободно распоряжаться своими финансовыми средствами, а также право на свободное определение условий гражданских договоров в части определения цены товара, которое является экономической основой деятельности предприятия.

Высший арбитражный суд Российской Федерации отказал в удовлетворении данного заявления по следующим основаниям. Ссылка заявителя на положения ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации в части недопущения злоупотребления правом была отклонена, поскольку положения названной статьи Кодекса распространяются на граждан и юридических лиц и не могут применяться к полномочиям государственного органа исполнительной власти.

В Решении суда указано, что противоречия пункта 11 Правил пункту 2 ст.452 Гражданского кодекса РФ быть не может, поскольку данный пункт ст.452 устанавливает порядок изменения и расторжения договора, а п.11 Правил касается порядка заключения договора поставки, транспортировки газа.

В Решении суда также отмечено, что пунктом 11 Правил предусмотрен правовой механизм, при котором покупатель путем конклюдентных действий (продолжение отбора газа) подтверждает свое согласие на заключение договора поставки газа на условиях поставщика, а при несогласии с предложенными поставщиком условиями договора покупатель может реализовать свое право на обращение в суд.

При этом до вступления в законную силу решения суда покупатель имеет возможность либо прекратить отбор газа, либо продолжить его отбор на условиях договора, заключенного на предыдущий период.

Суд также указал, что в соответствии с п.4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме ситуаций, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В силу п.1 ст.426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношение каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение и т.п.).

В Разделе V Правил закреплено, что поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются. Учет объема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами стороны, передающей газ, и оформляется документом, подписанным сторонами по форме и в сроки, указанные в договоре поставки газа.

Договором транспортировки газа на газотранспортную и газораспределительную организацию могут быть возложены обязанности и полномочия по приему-передаче и обеспечению учета поставляемого газа от имени поставщика (покупателя). Поставщик (покупатель), заключивший договор транспортировки газа, уведомляет об этом контрагента.

Предметом судебного рассмотрение было дело в связи с прекращением поставки газа, которая предусматривается п.34 Правил. В соответствии с данным пунктом поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством РФ.

Решение о прекращении поставки газа действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для принятия такого решения. Спор возник между ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» и ООО «Унга». Суд установил, что между обществом «Чувашрегионгаз» (поставщиком), открытым акционерным обществом «Чувашсетьгаз» (газораспределтельной организацией) и обществом «Унга» (покупателем) заключен договор поставки газа.

В соответствии с пунктами 5.5, 5.6 договора покупатель в срок до 25 числа месяца, предшествующего месяцу поставки, производит предварительную оплату в размере 100 процентов стоимости договорной месячной поставки газа на расчетный счет поставщика.

Окончательные расчеты за поставляемый газ производятся до 10 числа месяца, следующего за расчетным, на основании акта приема-передачи газа. В случае неперечисления покупателем предварительной оплаты согласно пункту 5.5 договора поставщик производит поставку в объеме, пропорциональном сумме поступившей оплаты (пункт 6.1 договора).

Полное или частичное отсутствие оплаты газа в сроки, установленные договором, непредставление в срок актов приема-передачи газа, актов сверки расчетов и невыполнение покупателем договора является основанием для ограничения поставки газа вплоть до полного ее прекращения до устранения названных обстоятельств.

Ограничение (прекращение) поставки газа производится по указанию поставщика покупателем самостоятельно, а в противном случае — газораспределительной организацией с возмещением ей расходов, связанных с принудительным отключением или ограничением подачи газа, а также с ее возобновлением за счет покупателя (пункт 6.2 договора).

Поскольку задолженность по оплате газа общество «Унга» не погасило, общество «Чувашрегионгаз» произведено ограничение поставки газа покупателю на 100 процентов. ООО «Унга» обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании убытков на основании ст.15 ГК РФ.

Заявление ООО «Унга» было удовлетворено по следующим основаниям. Исходя из толкования п.34 Правил прекратить подачу газа можно только за неоплату фактически поставленного газа. Несвоевременное перечисление или неперечисление предварительной оплаты не является основанием к прекращению подачи газа. Поскольку на момент принятия решения о прекращении подачи газа истцом не произведена предварительная оплата за газ, неоднократного нарушения сроков оплаты допущено не было, суд посчитал требования ООО «Унга» обоснованными.

Во исполнении требований Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении» Постановлением Правительства от 21.07.2008 года № 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

Данными Правилами установлены особые требования, касающиеся как порядка заключения, так и условия договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

Правительством регламентируются форма, содержание оферты, направляемой газоснабжающей организации заинтересованным лицом, а также перечень приложений к оферте, порядок рассмотрения оферты, основания для отказа от заключения договора.

Форма договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, его условия, также детально регламентированы вышеуказанным Постановлением Правительства РФ.

В соответствии с п.15 Правил поставки газа для обеспечения коммунальнобытовых нужд граждан в договоре должны быть указаны:

  • дата и место заключения договора;
  • наименование (фирменное наименование) поставщика газа;
  • реквизиты расчетного счета поставщика газа;
  • сведения об абоненте (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства и реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, — для гражданина, наименование (фирменное наименование) юридического лица, его место нахождения (место государственной регистрации) — для юридического лица);
  • адрес многоквартирного дома, адрес квартиры в многоквартирном доме или домовладения, газоснабжение которых необходимо обеспечить;
  • размер (объем, площадь) отапливаемых жилых и нежилых помещений;
  • вид и количество сельскохозяйственных животных и домашней птицы, содержащихся в личном подсобном хозяйстве (при наличии), — для домовладения;
  • реквизиты акта об определении границы раздела собственности;
  • состав и типы газоиспользующего оборудования (при наличии);
  • тип установленного прибора учета газа (при наличии), место его присоединения к газопроводу;
  • реквизиты договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
  • розничная цена газа для населения, установленная уполномоченным органом по регулированию тарифов на газ;
  • правомочие поставщика газа изменять в одностороннем порядке розничную цену на газ в случае принятия уполномоченным органом по регулированию тарифов на газ для населения акта, устанавливающего (изменяющего) соответствующие цены (тарифы);
  • меры социальной поддержки по оплате газа, предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицам, проживающим в помещении, газоснабжение которого необходимо обеспечить (в случае предоставления таких мер);
  • адрес и способ доставки абоненту счета для оплаты поставленного газа;
  • права, обязанности и ответственность сторон;
  • срок действия договора.

Перечень оснований для отказа от заключения договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан является исчерпывающим и включает в себя следующие:

  1. Отсутствие у заявителя газопровода, входящего в состав внутридомового газового оборудования, присоединенного к газораспределительной сети либо резервуарной или групповой баллонной установке, и газоиспользующего оборудования, отвечающих установленным для таких газопровода и оборудования техническим требованиям, а также подключенного к входящему в состав внутридомового газового оборудования газопроводу коллективного (общедомового) прибора (узла) учета газа, отвечающего установленным для таких приборов требованиям, — в случаях, когда заявитель — юридическое лицо приобретает газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению или когда заявитель-гражданин приобретает газ для газоснабжения домовладения
  2. Отсутствие у заявителя договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, срок действия которого истекает не ранее 1 года с даты подачи заявителем оферты
  3. Отсутствие у газоснабжающей организации технической возможности для обеспечения подачи газа
  4. Предоставление не всех документов, указанных в пунктах 8 и 9 данных Правил, или выявление в документах недостоверных сведений.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)