Дискриминационное ценообразование (ценовая дифференциация)

Предприятия часто назначают на один и тот же товар разные цены, соответствующие различиям между заказчиками, местами продаж и т. п. При этом следует подчеркнуть, что различия в ценах никак не связаны с затратами. Данный метод называется ценовая дискриминация.

Ценовая дискриминация принимает различные формы:

  • с учетом групп покупателей, например, входные билеты в музеи дешевле для пенсионеров и учащихся;
  • с учетом вариантов товара, например, вода Evian стоит в несколько раз дороже, если продается в виде увлажняющего спрея, а не в обычных питьевых бутылках;
  • с учетом местонахождения, например, цена на билет в театр зависит от места в зрительном зале;
  • с учетом времени, то есть цены меняются в зависимости от сезона, дня недели и даже времени суток. Например, многие рестораны предлагают бизнес-ланчи по сниженным ценам.

Для того чтобы ценовая дискриминация была эффективной, необходимо выполнение ряда основных условий:

  • рынок должен поддаваться сегментированию, и сегменты должны отличаться друг от друга интенсивностью спроса;
  • форма ценовой дискриминации не должна противоречить действующему законодательству;
  • представители сегмента, в котором товар предлагается по низкой цене, не должны иметь возможности перепродать его представителям сегмента, где товар предлагается по высокой цене;
  • доступ конкурентов в сегмент, в котором товар продается по высокой цене, с таким же товаром по низкой цене должен быть закрыт.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)