Детство как социокультурный феномен

1. Историческое понятие
2. Исследования Ф. Ариеса
3. Исследования Б. Эльконин

 

Определение
Исторически понятие детства связывается не с биологическим состояни­ем незрелости, а с определенным социальным статусом детей в различные исторические эпохи, кругом прав и обязанностей ребенка, доступных для него видов деятельности.

 

Исследовать историю детства достаточно труд­но, так как в этой области невозможно проводить наблюдения, а памятники культуры, имеющие отношение к детям, крайне бедны. Уникальный интерес в этом отношении представляют работы французского демографа и историка Ф. Ариеса, который попытался восстановить историю детства на материале произведений изобразительного искусства.

Его исследования показали, что вплоть до XIII века художники вообще не обращались к образам детей. В живописи XIII века изображения де­тей встречаются лишь в религиозных сюжетах (ангелы, младенец Иисус), изображения реальных детей при этом отсутствуют.

По-видимому, в этот период детство считалось периодом малоценным и быстро проходящим. Этому, по мнению Ариеса, способствовала демографическая ситуация того времени — высокая рождаемость и высокая детская смертность обусловливали общее безразличное и несерьезное отношение к детям. При­знаком преодоления такого безразличия служит появление в XIV веке портретов умерших детей, которое говорит о том, что смерть ребенка начинает восприниматься как тяжелая утрата, а не как обычноеявле­ние.

Преодоление полного равнодушия к детям, если судить по истории живописи, происходит лишь в XVII веке, когда впервые на портретах появляются изображения реальных детей. Как правило, это портреты цесаревичей и влиятельных особ в детском возрасте. Таким образом, по Глава 1. Предмет и задачи детской психологии данным Ариеса, открытие детства началось в XIII веке, но очевидность этого открытия наиболее полно проявляется в конце XVI и в XVII веке.

Одним из интересных признаков изменения отношения к детям яв­ляется изменение детской одежды. В средние века, как только ребенок вырастал из пеленок, его сразу же одевали во взрослый костюм. Только в XVI-XVII веках появляется специальная детская одежда.

Характерно, что мальчиков и девочек 2-4 лет одевали в одинаковые детские платьица. Этот тип детского костюма просуществовал вплоть до начала XX века. Нетересно, что в тех общественных сословиях, где нет больших различий между работой взрослых и детей (как например, в крестьянских семьях до революции), детей одевают во взрослую одежду (разумеется, меньших размеров).

 

Интересно
Исследования Ф. Ариеса начинаются со средневековья, поскольку лишь в это время появляются изображения детей в живописи. Однако забота о детях и их воспитание, разумеется, были всегда. Представить особенности воспитания древних народов позволяют описания быта и жизни примитивных племен, сохранившихся до наших дней.

 

Одно из таких описаний содержится в записках Дугласа Локвуда о его путеше­ствии в пустыню Гибсона (Западная Австралия) и о встречах с аборигенами племени пинтуби.

До 1957 года большинство людей этого племени не видели белого человека, их контакты с соседними племенами были сильно ограничены, в ре­зультате чего в этом племени во многом сохранились культура и образ жизни людей каменного века. Вся жизнь этих людей проходит в пустыне и сосредоточена на поиске воды и пищи.

Сильные и выносливые женщи­ны племени пинтуби участвуют в этих поисках наравне с мужчинами. Они могут часами идти по пустыне с тяжелым грузом на голове. Детей они ро­жают лежа на песке, помогая и сочувствуя друг другу. Они не имеют ника­ких представлений о гигиене и даже не знают причин деторождения. У них нет никакой утвари, кроме кувшинов на голове. Когда Локвуд предложил им зеркальце и расческу, они не смогли воспользоваться ими по назначе­нию, а изображение в зеркале вызвало удивление и страх.

Локвуд описы­вает, как девочка 2-3 лет во время еды засовывала себе в рот то огромные куски лепешки, то кусочки мяса маленькой гуаны, которые сама испекла на горячем песке. Ее младшая сестра сидела рядом и расправлялась с бан­кой тушенки (из запасов экспедиции), вытаскивая мясо пальчиками.

 

Интересно
Еще одно наблюдение: маленькая девочка, еще не умеющая ходить, устроила для себя отдельный костерчик и, наклонив голову, раздувала угли, чтобы огонь разгорелся и согрел ее. Она была без одежды, ей наверняка было холодно, но она не плакала. Локвуд отмечает, что хотя в лагере было трое маленьких детей, они ни разу не слышали детского плача.

 

Свидетельства раннего взросления детей можно обнаружить во мно­гих источниках. Так, в литературе XIX века много примеров отсутствия  детства у пролетариев. Дети иногда начинали работать с пятилетнего возраста, нередко с шестилетнего, и почти все дети неимущих родителей работали с восьмилетнего возраста; рабочий день продолжался 14-16 ча­сов.

Вспомним известный персонаж стихотворения Н. Некрасова «Му­жичок с ноготок», который в шесть лет считает себя полноправным му­жиком.

Эти и многие другие материалы позволили выдающемуся отечествен­ному психологу Даниилу Борисовичу Эльконину выдвинуть положе­ние об исторической обусловленности детства. Детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включать в систему обществен­ного воспроизводства, поскольку он еще не может овладеть орудиями труда в силу их сложности.

Если эти орудия просты и примитивны, если основным способом добывания пищи являются собирательство и охота, ребенок может очень рано приобщиться к труду взрослых, практически усваивая способы действия взрослых.

 

При таких условиях, когда ребе­нок непосредственно включается в жизнь взрослых, нет необходимости для специальной подготовки к будущей трудовой жизни. Развитие ци­вилизации с неизбежностью привело к тому, что включение детей в про­изводительный труд взрослых оказалось невозможным и было отодви­нуто во времени.

 

С развитием человечества детство все более удлинялось. Такое удлинение детства происходило не путем надстраивания новых периодов, а путем своеобразного «вклинивания» нового периода разви­тия, что приводит к «сдвигу во времени вверх» периода включения во взрослую жизнь. Д. Б. Эльконин блестяще раскрыл характер такого вклинивания нового периода на примере возникновения сюжетно-ролевой игры, а вместе с ней и нового этапа развития, который в современ­ной психологии назван дошкольным.

Вопросы об историческом происхождении периодов детства, о связи истории детства с историей общества чрезвычайно важны для понима­ния психологии современного ребенка. Следует помнить, что тип вос­питания, который мы наблюдаем в настоящее время, — это всего лишь один из возможных и далеко не единственный.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)