Единицы анализа и психологические особенности ролевой игры дошкольника

  1. Сюжет игры
  2. Содержание игры

Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берет на себя ребенок. При этом он не просто называет себя именем персонажа («Я — космонавт», «Я — мама», «Я — доктор»), но, что самое главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя, он «отож­дествляет» себя с ним. Через выполнение игровой роли осуществляет­ся связь ребенка с миром взрослых. Поэтому Эльконин предложил рас­сматривать роль как основную, неразложимую ЕДИНИЦ У развитой формы игры. В ней в нерасторжимом единстве представлены аффектив- номотивационная и операционально-техническая стороны деятельнос­ти ребенка.

Наиболее характерным моментом роли является то, что она не может осуществляться вне практического игрового действия. Игровое дей­ствие является способом осуществления роли.

Между ролью и соответствующими ей игровыми действиями имеет­ся тесная взаимосвязь и противоречивое единство. Чем более сокра­щенными и условными являются игровые действия, тем глубже отра­жена в игре система отношений воссоздаваемой деятельности взрослых. И наоборот — чем более конкретны и развернуты игровые действия, тем больше уходят на второй план отношения между людьми.

При анализе игры необходимо различать ее сюжет и содержание.

Сюжет игры — это та область социальной действительности, кото­рая воспроизводится детьми в игре (больница, семья, война, магазин и пр.). Здесь отражаются конкретные условия жизни ребенка. Сюжеты изменяются в зависимости от этих конкретных условий вместе с рас­ ширением кругозора ребенка и его знакомством с окружающим. В раз­ные исторические эпохи, в зависимости от социальных, бытовых и се­мейных условий дети играют в разные по своим сюжетам игры. Основным источником ролевых игр является знакомство ребенка с жизнью и де­ятельностью взрослых. Если дети плохо знакомы с окружающим миром взрослых, они играют мало, их игры однообразны и ограничены. В по­следнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня ролевых игр у дошкольников. Дети играют меньше, чем 20-30 лет на­ зад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, повиди­мому, связано с тем, что дети все более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их тру­довыми и личными отношениями. В результате, несмотря на обилие игрушек, у них отсутствует материал для игры.

Содержание игры — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального момента в человеческих отношениях. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка отношений и деятельности людей. Оно может отражать лишь внешнюю сторону поведения — только то, с чем и как действует человек, или его отноше­ния к другим людям, смысл человеческой деятельности. Конкретный характер тех отношений между людьми, которые дети воссоздают в игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребенка. Одна и та же по своему сюжету игра (например, в семью) может иметь совершенно разное содержание: одна «мама» будет бить и ругать своих «детей», другая — краситься перед зеркалом и торо­питься в гости, третья — постоянно стирать и готовить, четвертая — чи­тать детям книжки и учить их и пр. Все эти варианты отражают то, что «вливается» в ребенка из окружающей жизни. Социальные условия, в которых живет ребенок, определяют не только сюжеты, но прежде всего содержание детских игр. Таким образом, игра возникает из условий жизни ребенка в обществе и отражает, воспроизводит эти условия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)