Дидактика — теория обучения

Теорию обучения (дидактику) традиционно рассматривают как относительно самостоятельную часть педагогической науки.

Интересно
Современная дидактика призвана реализовать идеи гуманной педагогики, направленной на формирование свободной, творческой, социально активной, полезной и успешной личности.

Знание теории обучения необходимо каждому педагогу, поскольку задачи образования, воспитания и развития учащихся в педагогической деятельности наиболее эффективно решаются с опорой на научные знания.

Дидактика (от греч. didaktikos — «поучающий, обучающий») — теория обучения.

Ещё в Древней Греции учитель, преподающий в школе, назывался дидаскалом. Термин «дидактика» появился в XVII веке. Он был введён В. Ратке в значении «искусство обучения».

Я. А. Коменский в своей книге «Великая дидактика» определил дидактику как «универсальное искусство учить всех всему», включая в круг изучаемых дидактикой вопросов, как обучение, так и воспитание. Однако по мере развития педагогической науки дидактика постепенно сосредоточила своё внимание исключительно на учебном процессе.

Основываясь на наиболее признанных в педагогической науке определениях (Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, И. П. Подласый, В. И. Загвязинский), современную дидактику можно определить как самостоятельный раздел педагогики, науку, которая занимается изучением теоретических и методических основ обучения, даёт научное обоснование целям, содержанию, методам, средствам, организации обучения и образования.

Основные группы задач современной дидактики:

  • описывать и объяснять процесс обучения и условия его протекания;
  • совершенствовать процесс обучения, разрабатывать новые, более эффективные системы обучения и образовательные технологии.

В наши дни дидактика охватывает различные направления исследований учебного процесса:

  • исследует сущность и закономерности обучения, общие принципы организации учебного процесса;
  • изучает и разрабатывает пути активизации познавательной деятельности учащихся;
  • определяет педагогические основы содержания образования;
  • разрабатывает систему методов, приёмов и правил обучения, определяет условия их эффективного применения;
  • разрабатывает и совершенствует формы, виды, системы, модели обучения;
  • совершенствует организацию процессов преподавания и учения в различных типах образовательных учреждений.

Предметом современной дидактики является взаимосвязь и взаимодействие преподавания (обучающе-воспитывающей деятельности учителя) и учения (учебно-познавательной деятельности учащихся).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)