Диагностика состояния речевой сферы

Информацию о состоянии функции речи нейропсихолог получает уже с первых минут общения с пациентом.

Во время клинической беседы, при исследовании слухоречевой памяти, слухового и зрительного восприятия специалист может заметить нарушения звукопроизношения, трудности номинации (соотнесения образа предмета с соответствующим ему словом-наименованием), грамматические ошибки при построении высказывания и неправильную расстановку ударений в словах.

Следует учитывать образовательный культурный уровень больного, а также то, является ли русский язык родным для него.

Выше уже были описаны методики для диагностики состояния фонематического слуха, которые также отражают и степень сохранности речевой функции. Для исследования более сложных уровней речи используются следующие пробы.

Понимание логико-грамматических конструкций. Пациенту предлагаются словосочетания или предложения, в которых отражаются отношения между какими-либо объектами.

Данные отношения могу выражаться «пространственными» предлогами (например, «над», «под») сравнениями и другими средствами языка. Неправильные ответы свидетельствуют о трудностях понимания тех или иных типов логико-грамматических конструкций.

Вот несколько примеров подобных заданий:

  • «Мальчик спасен девочкой. Кто кого спас?».
  • «Сравните словосочетания «брат отца» и «отец брата». Чем они отличаются?»
  • «Покажите книгу карандашом».

В нейропсихологических диагностических альбомах содержание многих логико-грамматических конструкций отражено на иллюстрациях.

Например, широко известна картина со стимульным материалом под названием «Бочки и ящики», на которой соответствующие предметы изображены в различных положениях относительно друг друга.

Пациента просят показать ящик в бочке, бочку за ящиком, ящик под бочкой и т.д.

Самостоятельное письмо и письмо под диктовку. Пациента просят написать хорошо упроченные в личном опыте слова и словосочетания, например: фамилию, имя и отчество, название родного города, адрес и т.д.

В качестве стимульного материала для письма под диктовку используются пары и тройки слов, словосочетания и предложения, сложные слова, содержащие стечение согласных, сочетания букв, похожих по написанию или по произношению, например: «Мишина машина», «кораблекрушение», «гвоздь-грусть-кость», «Мы устроили экскурсию в Псков» и тд.

Чтение слогов и слов. Пациента просят прочитать вслух буквы и слоги, некоторые из которых написаны неправильно (например, в другую сторону, не дописаны или содержат лишние элементы).

Пересказ рассказа. Испытуемому предлагается короткий рассказ, который он должен прочитать вслух и пересказать как можно точнее. Рассказ может быть также прослушан испытуемым и затем воспроизведён.

Форма предъявления стимульного материала для пересказа зависит от состояния слуха и зрения больного, наблюдаемых симптомов и задач исследования. Данная методика также направлена на оценку мышления.

При анализе результатов важно обращать внимание на следующие аспекты:

  • темп чтения;
  • характер ошибок при чтении: замена букв близкими по написанию или по произношению, «угадывающее» чтение, перестановка букв или слогов, «проглатывание» или неверное чтение окончаний и т.д.
  • понимание содержания и главной мысли рассказа;
  • правильное воспроизведение последовательности событий при пересказе;
  • грамматические ошибки в построении предложений при пересказе;
  • замены слов близкими по смыслу или по звучанию при чтении и пересказе.

При исследовании речевых процессов особенно важно правильно подбирать стимульный материал. Трудности в употреблении, назывании и понимании слов, фраз, а также при воспроизведении текстов тесно связаны с параметрами лексического материала: длиной, частотой их употребления и моторной сложности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)