Диагностика особенностей творческой самореализации личности как основы формирования творческой образовательной среды в учреждении дополнительного образования

Образовательная среда УДО представляет собой систему влияний и условий формирования личности, а также возможности для ее развития, содержащиеся в социальном и пространственно-предметном окружении. Образовательная среда выполняет функцию предоставления возможности индивиду для образования и приобретения социального опыта. Она влияет на формирование социально значимых личностных качеств индивида и его личностной культуры. Именно образовательной среде принадлежит немаловажная роль в эффективной творческой самореализации личности.

Понятие «творческая самореализация личности» заключается в том, что это – «сущностная сторона жизнедеятельности человека, состоящая в способности к универсальному и социально-позитивному преобразованию действительности и самого себя, в аспекте реализации общественного идеала целостной, свободной, всесторонне и гармонично развитой личности».

А. Олах называет следующие характеристики, из которых складывается творчество как личностная черта:

  • независимость личностные стандарты важнее стандартов группы, нонконформность оценки суждений;
  • открытость ума готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;
  • высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;
  • развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Рассматривая черты характера, определяющие творческую личность, исследователи выделяют независимость, самостоятельность, нонконформизм, самоуглубленность, сдержанность, наблюдательность, восприимчивость, открытость новым впечатлениям и опыту, склонность к экспериментированию и риску, чувство юмора, эрудированность, энергичность. (Дж. Гетцельс, Г. Грубер, С. Дэвис, К. Тейлор и др.). Г.С. Альтшуллер создатель Теории Решения Изобретательских Задач и Теории Развития.

Творческой Личности (ТРТЛ), назвал шесть качеств творческой личности, безотносительно к роду занятий:

  • Достойная цель жизни. (Развивать с 13 – 15 лет).
  • Умение строить планы и программы. (Развивать с 7 лет).
  • Работоспособность. (Развивать с 3 лет).
  • Техника решения задач. (Развивать с 3 лет).
  • Умение держать удар. (Развивать с 3 лет).
  • Результативность. (Развивать с 3 лет).

Л.Б. Ермолаева Томина, обобщая опыт зарубежных исследователей творчества, определяет творчество как совокупность разнообразных способностей, каждая из которых может быть представлена у человека в той или иной степени:

  • открытость опыту – чувствительность к новым проблемам;
  • широта категоризации – отдаленность ассоциаций, широта ассоциативного ряда;
  • беглость мышления – способность переходить достаточно быстро от одной категории к другой, от одного способа решения к другому;
  • оригинальность мышления – самостоятельность, необычность, остроумность решения.

Диагностика особенностей творческой самореализации личности должна проводится с учетом наиболее благоприятного времени, сензитивных периодов для развития творческих способностей.

Так B.Н. Дружинин выделил два структурных уровня и периода в развитии творческих способностей: 1 имплицитный и 2 эксплицитный:

  • Развитие «первичной» креативности как общей творческой способности, неспециализированной по отношению к определенной области человеческой деятельности. Сензитивный возраст данного этапа 35 лет. Основной фактор формирования творческих способностей — подражание значимому взрослому.
  • Подростковый и юношеский возраст 1320 лет. На основе «первичной» креативности формируется «специализированная» способность к творчеству, связанная с определенной сферой профессиональной деятельности. Основными факторами на данном этапе являются профессиональный образец, поддерживающее влияние микросреды, отождествление себя с идеальным образцом творца.

Е.А. Корсунский предложил следующую периодизацию развития творческих способностей:

  • 5 лет – начало проявления творческих способностей (яркое воображение, речевые способности, чувство формы);
  • 815 лет подражание творческим образцам как этап перехода от детского творчества к творчеству «взрослому» (фаза первичного подражания);
  • 1617 лет появление оригинальных творческих элементов (начало самостоятельного творчества).

Как мы видим, творческие способности личности могут развиваться с самых ранних этапов формирования человека. Но тогда возникает спорный вопрос о том, является ли творческий процесс нормативным, но имеющим более сильные и слабые проявления или он доступен только определенным индивидам в редкие моменты времени? Сторонники есть и у того и у другого мнения. Если творчество признается нормативным процессом, то она присуща любому человеку в любом возрасте. С этой точки зрения творческие способности можно развивать и это полезно для каждого и эффективно для всего общества в целом.

Однако Ф. Баррон и М. Шикшентмихалий считали, что творчество тренировать нельзя, потому что творческий процесс возникает только в результате благоприятных сочетаний многих факторов: структуры индивидуальности, необходимых навыков, наличия проблем, специального окружения. Таким образом, ребенка нельзя заставить творить. Для этого необходимо создать внешние условия, которые будут стимулировать творческое развитие личности. Чтобы быть креативным, человеку необходимо окружение, позволяющее ему чувствовать, что его принимают таким: каков он есть, и он свободно может проявлять свои способности, не теряя уверенности в себе.

Нужна специально организованная творческая среда, характеризующаяся психологической безопасностью, которую, по К. Роджерсу, можно обеспечить с помощью принятия ценности каждого индивида, что позволяет личности полностью выразить себя; отсутствия внешних оценок личности, влекущее за собой свободу и раскрепощение человека; принятие внутреннего мира человека, создание психологической безопасности.

Интересно
Теоретические и практические проблемы формирования творческой образовательной среды разрабатывались в русле личностно ориентированной педагогики. Целью формирования творческой образовательной среды провозглашается развитие самоактуализирующейся личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на ответственный выбор в различных жизненных ситуациях.

Образовательная среда, проектируемая в рамках личностно ориентированной педагогики, должна обеспечивать комплекс условий и возможностей для осознания и реализации каждым ребёнком своих личностных потребностей и интересов. Его творческий поиск стимулируется не системой поощрений и наказаний в виде оценок, а заинтересованностью педагога в его успехах, дружеской эмоциональной поддержкой. Развитие свободы и активности ребёнка в творческой среде – суть личностно ориентированной педагогики. В творческой среде (или, по обозначению Л.А. Баренбойма и Ф.М. Блуменфельда, среде с «творческой заряженностью») формируется личность, характеризующаяся активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений, поступков.

Таким образом, для того, чтобы способствовать творческой самореализации воспитанников УДО необходимо создать особую образовательную среду. Эта среда подразумевает создание творческой атмосферы в коллективе, преобладание активных методов работы и интенсивного взаимодействия участников образовательного процесса, отношения сотрудничества педагогов и детей, доверительности и взаимного интереса друг к другу, участие всех участников образовательного процесса в производстве интеллектуальных и материальных ценностей, в социально значимой деятельности.

Помимо этого, среда, в которой творчество могло бы актуализироваться, должна обладать высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариантностью (богатством возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых, многовариантность обеспечивает возможность их нахождения. Таким образом, диагностика особенностей творческой самореализации личности в УДО основывается на утверждении, что творческая образовательная среда УДО будет являться значимым условием творческой самореализации детей и подростков, так как в ней происходит активное усвоение, воспроизводство и развитие норм и правил общечеловеческого общежития, построение собственной системы взаимоотношений и взаимодействия с окружающей средой и людьми; развитие умений и навыков общения в совместной деятельности, формирование готовности к выбору, исполнению определённых ролей, к ответственному исполнению конкретной роли, поощрение форм самодеятельности в целях самореализации; формирование готовности включения в реальную социальную практику, усвоение гражданских прав и обязанностей на основе полноценной информации; создание образа творческой личности, способной к выбору жизненных приоритетов и создающего систему отношений и взаимодействий, необходимых для достижения поставленных целей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)