Диагностика сферы деятельности

Система дополнительного образования с ее вариативностью, гибкостью, ориентированностью на развитие творческого потенциала каждого ребенка представляет собой ту сферу деятельности, в условиях которой можно максимально реализовать способности личности к творческой самореализации. Успешное осуществление данного процесса зависит прежде всего от эффективного взаимодействия его основных компонентов педагогов дополнительного образования и обучающихся – членов объединений учреждения дополнительного образования детей.

Педагогами дополнительного образования должны реализовываться такие основные функции, как социальная, образовательная, досуговая и рекреативная. Образовательная деятельность УДО, тесно связано и с социализацией личности, и с организацией досуга, и с эмоциональным самочувствием подростка.

Действительно, реализация образовательной функции заключается в создании новой образовательной среды, компенсирующей отсутствие в школьном образовании интересующих детей видов и направлений деятельности, использовании новых источников информации в подготовке к продолжению образования и получению профессионального образования. Реализация досуговой функции заключается в разумной организации свободного времени (отдых, развлечения, праздники, здоровый образ жизни и т.д.), активном вовлечении детей в разнообразную деятельность с целью найти дело по душе, осуществить добровольный выбор кружка, объединения в соответствии с их желаниями, способностями и потребностями.

Реализация рекреативной функции сопряжена с созданием комфортной эмоциональной среды, адаптированной ребенку, его интересам, уровню, объему, темпам восприятия и усвоения, с моделированием «ситуации успеха», развивающего общения и отношений людей, увлеченных общим делом.

Педагог дополнительного образования выступает как организатор образовательного и профориентационного процессов, создания ситуации успеха в общении и совместной трудовой деятельности с обучаемым, исследователь мотивации поведения, самооценки и самоопределения обучающегося, его интересов, способностей и склонностей, развития ценностных ориентаций, как консультант по вопросам допрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации.

Обучающиеся в процессе взаимодействия с педагогом дополнительного образования выступают как субъекты образовательной деятельности, исследователи различных сфер личности, ее изменений и новообразований; субъекты, овладевающие начальными профессиональными знаниями и умениями, начальным профессиональным опытом; проектировщики будущей профессиональной жизни.

Диагностика сферы деятельности как одной из основных сфер образовательной среды УДО опосредована многообразием различных форм, методов, средств, технологий организации деятельности детей и подростков, которая осуществляется в одновозрастных или разновозрастных объединениях по интересам. Предусматриваются разнообразные формы проведения занятий: групповые, индивидуальные, со всем составом детского объединения. Наиболее распространенными формами являются кружок (группа), клуб, студия, школа, лаборатория, мастерская. Кружок, группа – традиционная базовая форма объединения детей по интересам. Приоритетны для них предметно-практические задачи освоения конкретного профиля деятельности (в соответствии с программой изучается один учебный курс; с группой, как правило, работает один педагог).

Клуб – детское объединение, решающее целый комплекс педагогических задач в той или иной предметной области (образовательные клубы), или задач организации досуга, свободного общения детей и подростков (досуговые клубы). Отличительные признаки клубов – наличие названия, определенной символики, правил, традиций, ритма жизни. В клубе могут быть объединения по годам обучения (возрасту и опыту деятельности в клубе), по интересам (творческие группы, творческие объединения и т.д.). Содержание деятельности студии связано с определенным видом искусства или художественного творчества (изобразительное, театральное, музыкальное, литературное творчество).

Среди педагогических задач студии – создание условий для становления и развития художественного творчества детей в различных областях. Специфика организации состоит в сочетании традиционных и инновационных форм учебных занятий и активном включении всего детского объединения в практическую деятельность с демонстрацией достижений воспитанников (спектакли, концерты, фестивали, творческие вечера). Отсюда глубина предлагаемого для освоения содержания, наличие комплекса интегрированных учебных курсов.

Характеризуя школу как форму организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования, можно отметить такие ее отличительные признаки:

  • наличие концепции, представленной в проекте (уставе, положении) и образовательной программе;
  • приоритет обучения при многообразии видов и направлений деятельности детей;
  • комплекс учебных программ;
  • организация образовательного процесса педагогическим коллективом, а не одним педагогом;
  • ступени (стадии) обучения;
  • четко обозначенные условия набора и обучения;
  • вручение сертификата об окончании и т.п.

Интересными формами детского объединения являются лаборатория и мастерская. Поисковый, творческий компонент в образовательной деятельности, исследовательская работа в конкретной области научных знаний, междисциплинарные проблемы, – все эти черты присущи лаборатории. Для мастерской характерна принадлежность к определенному виду прикладного творчества или искусства, приоритет предметно-практических задач, ориентация на достижение высокого уровня мастерства в определенном направлении. В основе образовательного процесса лежит формирование прикладных умений, овладение специальными технологиями.

Отметим, что полная диагностика сферы деятельности в системе дополнительного образования должна охватывать различные виды и направления деятельности УДО, как то техническое направление:

  • техническое моделирование и конструирование, научно-техническое творчество, художественно-техническое творчество, информационные технологии и т.д.;
  • эколого-биологическое направление;
  • туристско-краеведческое направление;
  • художественное направление:
  • музыкальное, театральное, хореографическое, изобразительное, декоративно-прикладное творчество;
  • спортивное направление: профессионально-прикладной спорт, спортивные способы рекреации и реабилитации, оздоровительный спорт;
  • социально-педагогическая адаптация и профессиональная ориентация.

Помимо этого, на современном этапе развития образования есть основания полагать, что для большого количества учащихся дополнительное образования является не только необходимым, но и одним из важных факторов профилизации обучения, подготовки к продолжению образования, возможностью получения профессионального образования, а учреждение дополнительного образования – своеобразной «стартовой площадкой», прологом в становлении будущего профессионала, важным институтом допрофессиональной подготовки школьников. Поэтому к диагностике сферы деятельности как одной из основных сфер образовательной среды УДО важно отнести и выявление профессиональных предпочтений учеников с помощью соответствующих профориентационных методик.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)