Диагностика сферы самопознания
Самопознание личности предполагает становление в человеке образа его «Я». Этот образ, обусловливающий формирование сознания личности, возникает у нее не сразу, а складывается на протяжении жизни под воздействием многочисленных взаимоотношений и социальных влияний. «Образ «Я» это система представлений личности о себе как субъекте деятельности, включающая три основные составляющие: когнитивная (совокупность знаний о своих индивидуальных психологических особенностях), эмоциональная (наличие определенного оценочного отношения к себе), регуляторная (возможность управления собственным поведением).
Критериями сформированности «образа «Я» являются: в когнитивном плане полнота, дифференцированность и системность знаний о своих психофизиологических и психологических ресурсах; в эмоциональном адекватность самооценки и принятие себя; в регуляторном способность к самоконтролю над своей поведенческой и психической активностью.
Диагностика сферы самопознания как сферы образовательной среды УДО должна охватывать шесть сфер, характеризующих индивидуальные психологические ресурсы личности:
- психофизиологическую, рассматривающую психические и поведенческие проявления основных свойств нервной системы;
- мотивационную, характеризующую присущие личности склонности и интересы;
- характерологическую, раскрывающую черты характера, проявляющиеся в системе ведущих отношений личности к деятельности, другим людям, самому себе, предметному миру;
- эмоционально-волевую, характеризующие типичные для личности эмоциональные состояния, а также возможности волевой регуляции деятельности;
- интеллектуальную, рассматривающую сформированность интеллектуальных способностей с учетом показателей интеллектуальной продуктивности и показателей своеобразия интеллектуальной деятельности;
- социально-психологическую, характеризующую коммуникативные качества личности, проявляющиеся в условиях взаимодействия с людьми.
Следовательно, сфера самопознания представляет собой ядро, на котором формируются ведущие мотивы личности. Сформированность «образа «Я» выступает в качестве одного из условий соотнесения с требованиями различных видов деятельности и эффективной реализации своего психологического потенциала (в том числе интеллектуального).
Комплекс психологических методик, который является основой диагностики сферы самопознания в УДО, должен служить диагностическим аппаратом «знания о самом себе» («Образа Я») и обеспечивать:
- во-первых, возможность получения каждым учащимся информации о своих индивидуальных психологических качествах (диагностические методические процедуры),
- во-вторых, возможность развития этих психологических качеств (развивающие методические процедуры в виде элементов интеллектуального и социально-психологического тренинга, психотехнических, сюжетно-ролевых и деловых игр).
Таким образом, важно подчеркнуть развивающий характер психологической диагностики, поскольку именно в условиях психологического самоизучения у учащихся формируется «образ «Я» в единстве трех основных составляющих (когнитивной, эмоциональной, регуляторной).
- Общая диагностика образовательной среды учреждения дополнительного образования
- Диагностика особенностей творческой самореализации личности как основы формирования творческой образовательной среды в учреждении дополнительного образования
- Диагностика сферы деятельности
- Диагностика основных сфер образовательной среды учреждения дополнительного образования
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу