Деятельностный подход в обучении математике

Введенный в школу профессиональный стандарт «Педагог» в перечень необходимых учителю знаний и умений включает знание принципов деятельностного подхода и умение его использования на практике.

Необходимость реализации деятельностного подхода определяется и требованиями ФГОС школы и ФГОС СПО через нацеленность их на формирование универсальных учебных действий (УУД – для школы) и компетенций (для СПО).

Под деятельностным подходом понимается такой способ обучения, при котором обучающиеся осваивают содержание образования в процессе активной учебной деятельности. Ученик не пассивно воспринимает информацию, а является активным участником учебного процесса.

Основоположником деятельностного подхода в истории педагогики считается А. Дистервег, который писал, что только внутри собственной деятельности человека возможно его обучение.

Термин «учение через деятельность», который был положен в основу проектного обучения, принадлежит Дж. Дьюи. Деятельностный подход развивался в работах отечественных педагогов и психологов: Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, И. Я. Лернера, М. И. Махмутова, М. Н. Скаткина, А. Н. Эльконина.

Деятельностный подход может реализовываться через организацию различных видов деятельности обучающихся. Назовем некоторые из них.

Очевидно, что список видов деятельности можно дополнить. На выбор конкретного вида влияет цель урока, изучаемый материал, возраст обучающихся, их готовность включиться в работу. Для эффективного включения учеников в исследовательскую работу следует предварительно вооружить их необходимыми приемами деятельности.

Изменилась сама образовательная парадигма, которая отразилась в следующем:

  • целенаправленное формирование у обучающихся «умения учиться», компетенций и универсальных учебных действий;
  • реализация единой концепции в организации обучения отдельным учебным предметам; формирование метапредметных результатов обучения;
  • ориентация на учебное сотрудничество.

С приходом в школу ФГОС стали писать о необходимости системно-деятельностного подхода и системно-деятельностного метода. С деятельностным подходом тесно связаны другие подходы: личностно ориентированный, компетентностный, практико-ориентированный.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)