Деятельностное понимание нормы и стандарта

Слова «стандарт», «стандартизация» происходит от английского слова «standard», которое имеет следующие значения: норма, образец, основа, мерило.

В документах дают следующие определения деятельности по стандартизации:

  • стандартизация – это деятельность по установлению норм, правил и характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендованных (ISO/IEC);
  • стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг (ст. 2 Закона «О техническом регулировании»).

В учебниках по товароведению, стандартизации и метрологии даны такие определения: «Стандарт – это нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации, утвержденных специальным органом».

«Стандартизация – это процесс установления и применения правил с целью упорядочения в данной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей максимальной экономии с соблюдением функциональных условий и требований безопасности».

Эти определения отражают некоторые аспекты понятий «стандарт» и «стандартизация», однако этого недостаточно для понимания деятельности по «стандартизации».

Поэтому в данном разделе хотелось бы не просто дать определение этому явлению, но и обсудить те смыслы, которые стоят за понятиями «норма» и «стандарт».

В настоящее время имеются два подхода к пониманию «нормы»: натуралистический и деятельностный.

В первом подходе предельным понятием является «Природа». В этом подходе вещи (эмпирические объекты) имеют собственное существование в Природе, а их взаимодействия и внутренние процессы законосообразны и не зависят от людей.

«Природа» и вещи (эмпирические объекты) не развиваются и не изменяются, а люди (субъекты) – пассивные созерцатели (в пределе – «теоретики», от греч. «теорос» – зритель).

Натуралистический подход «субъект – объектное» онтологическое видение с предположением о пассивной роли людей, а также о независимости вещей (эмпирических объектов) от людей и их действий давно и окончательно себя дискредитировал.

В натуралистическом подходе тоже есть представление о «нормах»: в процессах труда – это «норма выработки»; в процессах распределения – это «пайка»; в других социальных процессах – «нормы учебной нагрузки» (у преподавателей) или нормы ГТО. Все эти «нормы» фиксируют конечный натуральный результат чего-либо, а не нормативно заданный способ работы.

Альтернативным натуралистическому подходу стал «Деятельностный» подход, зародившийся в VII в., как экспериментальная инженерия, служащая подтверждающей базой естественных наук Нового времени. Но наиболее мощное развитие Деятельностный подход получил только в ХХ в. (и на Западе, и в СССР).

В основание Деятельностного подхода положено несколько фундаментальных посылок.

Первая посылка: люди живут не в Природе, а в Деятельности, которая является предельной субстанцией человеческого существования (бытийствования).

Все окружающие человека вещи, включая и представления о «Природе» и «природных объектах», являются порождением человеческой деятельности и инобытием Деятельности или «организованностями» Деятельности.

Вторая посылка: деятельность иерархично организована и осуществляется через людей (индивидов), организуя их активность (действия) теми или иными «способами работы».

Отдельной низовой единице Деятельности соответствует свой нормированный способ работы. Или иначе: низовая единица Деятельности – это нормированный способ работы индивида.

Основным (базовым) процессом Деятельности является процесс воспроизводства. Процесс воспроизводства Деятельности сложно структурирован.

В основе этого структурирования лежит категориальное разделение процесса воспроизводства на два ортогональных процесса:

  • трансляцию норм Деятельности (в особых каналах трансляции);
  • актуализацию норм Деятельности (в практических ситуациях Деятельности здесь и сейчас). Деятельность всецело конституируется транслируемыми и актуализируемыми нормами Деятельности.

Под «нормой Деятельности» понимают образцовый способ работы индивида или их организованной группы. Образцовый способ работы включает четыре элемента: цель, метод, процедуры, операции Деятельности, а также стандарты материальных организованностей (например, ГОСТы, регламенты), которые используют в данном способе (норме) деятельности.

Третья посылка: в каналах трансляции передаются (от одного акта к другому акту Деятельности) формы норм Деятельности:

  • знаковое оформление норм (международные стандарты, ГОСТы, регламенты, нормативные акты или законы и др.);
  • индивидуальные умения мастера или учителя.

Содержание норм актуализируется (реализуется) в эмпирических ситуациях деятельностных актов. Трансляция и актуализация норм деятельности идет в разном времени: нормы транслируются целиком в историческом времени, а актуализируются (реализуются) – в актуальном времени (здесь и сейчас), разворачивая образцовый способ работы пошагово (поэтапно).

Например, студента научают правильно делать экономические расчеты по определенным формулам – это процесс актуализации здесь и сейчас в ситуации обучения, а сами формулы транслируются в другом канале – в учебниках.

Четвертая посылка: процессы трансляции (передачи) и актуализации (реализации) норм Деятельности осуществляются посредством двух важных механизмов:

  • «транслируемая актуализация норм»;
  • «актуализируемая трансляция норм».

«Транслируемая актуализация норм» осуществляется в процессах обучения ученика мастером (учителем) – носителем норм Деятельности.

Мастер или учитель призваны «вменять» нормы Деятельности ученику, закрепляя их на индивидуальных способностях ученика, превращая его, в «человека умеющего» действовать по норме в ситуациях Деятельности.

«Человек умеющий», вооруженный нормированным способом работы, становится низовой единицей воспроизводимого деятельностного процесса. Этим самым реализуется важный принцип: «из прошлого в должное».

Однако ситуации, контексты и обстоятельства Деятельности могут исторически меняться. Поэтому нормы Деятельности могут со временем устаревать, например, как было в ситуации перехода России от планового народного хозяйства к рыночной экономике в 1991 г.

Чтобы такое устаревание не приводило к катастрофическим последствиям, должен действовать, своего рода, противоположный механизм: механизм актуализирующей трансляции норм Деятельности.

В этом процессе основная фигура – эксперт по развитию Деятельности. Он призван конституировать новые нормы (способы).

Интересно
Деятельности для новых ситуаций, возникающих в новых исторических обстоятельствах Деятельности, в том числе и Деятельности обучения. Для этого разрабатывают новые нормы, которые будут задавать предстоящую деятельность – новые образцы деятельности.

Например, таких проектов, как «Проект освоения арктического шельфа с целью добычи нефти и газа», или таких исследовательских программ, как «Исследование новых материалов, способных работать в условиях Арктики» еще лет 20 назад не было.

Для реализации подобных проектов необходимы новые нормы, при этом разработчик норм должен находиться в рефлексивной позиции по отношению к предыдущим и будущим деятельностям как к объектам анализа и нормировки, по принципу «выделения из прошлого того, что должно будет сделать».

Пятая посылка: результаты работы обоих механизмов – «транслируемой актуализации норм» и «актуализирующей трансляции норм» уже приобретают эмпирическое существование:

  • первая находит проявление в практической Деятельности, состоящей из организованных между собой низовых (первичных) Деятельностных единициндивидов, имеющих способности действовать нормированным способом (по норме Деятельности);
  • вторая – в культуре Деятельности – особых каналах трансляции культурных норм (образцов, эталонов), непосредственно оторванных от практики Деятельности и «освященных» традицией и историей жизни общества. Чтобы актуальная норма Деятельности стала культурной, требуется особая деятельность культуротехника и власть авторитетной позиции (авторитет – это та инстанция, которая придает законность норме, например, институты, разрабатывающие ГОСТы, являются таким авторитетом).

Новые нормы не транслируются в культуре, пока не будут интегрированы в культуру, т. е. не станут культурными нормами (рис. 1.4).

Шестая посылка: в соответствии с принципом функциональной множественности существования организованностей Деятельности, нельзя ставить вопрос: «где» существуют нормы Деятельности? Правильным вопросом будет вопрос: «как» существуют нормы Деятельности?

Нормы Деятельности существуют множественным образом – в разных функциональных местах процессов воспроизводства Деятельности по-разному:

  • на низовом уровне практической Деятельности (в индивидуальных актах действий) – в форме нормативно сформированных способностей действующего индивида;
  • в актах обучающей Деятельности – в нормативных навыках и умениях мастера (учителя);
  • в процессах актуализации Деятельности – как «шаблон» определенного способа работы;
  • в каналах трансляции норм Деятельности – как международные стандарты, государственные стандарты (ГОСТ), регламенты, законы и другие нормативные описания, передающиеся из одного акта Деятельности в другой, от одного поколения индивида – к другим;
  • в механизмах развития Деятельности – как вновь изобретенные способы деятельности;
  • в каналах трансляции культуры – как нормы культуры соответствующего общества.

Структурированный описанным выше образом процесс воспроизводства Деятельности, конституируемый ее нормами, представлен на рис. 1.4.

Деятельностное понимание нормы и стандарта

Таким образом, можно констатировать: «Все, что люди делают, детерминировано (определено) нормами. Есть нормы научных открытий и нормы инноваций, нормы творчества и нормы изобретательства.

Даже разработка и введение новых норм детерминированы (заданы) уже существующими нормами. Последнее может быть проиллюстрировано следующей историей.

Можно привести и убедительный пример того, что нормы (стандарты) являются такими же «живучими», как «законы» Природы: «В Соединенных Штатах железнодорожный стандарт расстояния между рельсами равен 4 футам, 8½ дюймам (143,51 см).

Откуда же взялся столь несуразный размер? Оказывается, это был стандарт для железных дорог Англии, выходцы из которой и строили американские железные дороги.

Почему же такие железные дороги строились в Англии? Да потому, что первые железные дороги строили те же инженеры, которые делали трамвайные вагоны пред-железнодорожной эры, и они руководствовались тем же стандартом.

Но зачем они избрали такой стандарт? Да затем, что они употребляли те же самые шаблоны и инструменты, которые они использовали ранее, делая кареты с этим расстоянием между колес.

Ладно, но почему именно такое расстояние? Да потому, что при другом расстоянии каретные колеса ломались бы на старых дорогах Англии, на которых глубокие колеи были выбиты именно на этом расстоянии.

Но кто же строил эти старые дороги и выбил эти колеи? Первые дороги на длинные расстояния в Европе (и Англии) строились имперским Римом для передвижения своих легионов и употреблялись с тех пор. А колеи?

Вначале эти колеи проделали римские военные колесницы, и впоследствии все должны были им следовать, опасаясь иначе поломать колеса. Поскольку колесницы делались Римом или для Рима, все они имели то же самое расстояние между колесами.

Таким образом, железнодорожный стандарт США – 4 фута и 8½ дюйма – ведет свое начало от римских колесниц. Стандарты и бюрократии живут вечно. Поэтому, если в следующий раз, наткнувшись на подобный несуразный стандарт, вы зададитесь вопросом, кто думал задницей, определяя этот стандарт, вы попадете в самую точку.

Дело в том, что ширина римских колесниц должна была быть достаточной, чтобы уместить два лошадиных крупа. Это и есть ответ на изначально поставленный вопрос.

Более того, история эта имеет еще и внеземное продолжение. Глядя на космический челнок, находящийся на взлетной установке, мы видим два больших ракетных ускорителя, прикрепленных по бокам основного бака с горючим.

Эти ускорители, работающие на твердом топливе (ТТУ) сделаны на заводе фирмы Тиокол, расположенном в штате Юта. Инженеры, спроектировавшие ТТУ, желали бы сделать их «пожирнее», но этому мешает необходимость перевозки их к месту запуска по железной дороге.

Железнодорожная линия, идущая от завода, проходит сквозь горный туннель и ТТУ не могут превосходить ширину туннеля.

Интересно
Туннель немного шире железнодорожного пути, а последний имеет ширину в два лошадиных крупа. Таким образом, важнейшая проектная характеристика того, что считается наиболее передовой транспортной системой, была определена две тысячи лет тому назад шириной лошадиной задницы».

После краткого введения понятий «норма», «нормирование» «стандарт», можно вернуться к определениям, которые приведены в начале этого раздела.

Как видно, эти определения не схватывают тех многочисленных смыслов, которые стоят за понятиями «норма», «нормирование» и «стандарт» и «стандартизация».

Началом целенаправленной практики международной стандартизации можно считать принятие в 1875 г. представителями девятнадцати государств «Международной метрической конвенции и учреждение Международного бюро мер и весов».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)