Возникновение и развитие системы охраны авторских прав

Несмотря на то, что институт авторства известен с древнейших времен, достаточно стройная и всеобъемлющая система охраны авторских прав установилась только к концу XIX столетия.

Первой возникла и была реализована идея копирайта, т.е. права на копирование произведения литературы и искусства.

Как и патент на объект промышленной собственности, копирайт представлял собой имущественное право, связанное с изготовлением копий книг. Однако вначале “копирайт” понимался не как имущественное право автора книги, а как право книгоиздателя, как защита его рискованного предприятия со стороны недобросовестных конкурентов. Для реализации копирайта выдавались привилегии в виде исключительных прав на производство и распространение печатных копий.

Указанная система привилегий вызывала недовольство самих авторов, оставшихся без прав. В Англии это привело к появлению первого закона о копирайте, известного как Статут королевы Анны: “О поощрении образования путем закрепления за авторами или приобретателями копий печатных книг прав на последние на время, устанавливаемое отныне”. Статут обеспечивал автору книги исключительное право печатать и публиковать ее в течение 14 лет, считая от даты первой публикации.

Потребность в единообразии основных принципов охраны авторских прав привела к заключению в 1886 г. Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, которая была открыта для присоединения других стран.

Цель Бернской конвенции – самому давнему международному соглашению по охране произведений литературы и искусства – охранять настолько эффективно и единообразно, насколько это возможно, права авторов на их литературные и художественные произведения.

Страны, присоединившиеся к Конвенции, образуют международный союз для охраны прав авторов.

В основе Бернской конвенции лежат три главных принципа:

  • национальный режим охраны, согласно которому любому произведению, созданному в любой стране – участнице Конвенции, предоставляется такая же охрана, как и собственным произведениям;
  • национальный режим предоставляется автоматически и не обусловлен какими-либо формальностями – регистрацией, депонированием и т. п.;
  • предоставление охраны во всех странах Бернского союза не зависит от существования соответствующей охраны или срока ее действия в стране происхождения произведения.

Бернская конвенция содержит пояснительный неисчерпывающий перечень охраняемых произведений. К ним относятся любые оригинальные произведения в области литературы, науки и художественного творчества независимо от способа и формы их выражения. Такой же статус в смысле охраны получают все производимые работы, т. е. те, которые основываются на других, ранее существовавших произведениях.

К производным работам относятся переводы, адаптации, музыкальные аранжировки, другие виды переделок произведений

Охрана авторского права Бернской конвенцией предоставляется не только автору, но и его правопреемникам. Исключительные права включают право на перевод, право на воспроизведение в любой форме или любым способом, право на публичное исполнение своих произведений, право разрешать трансляцию своих произведений любым способом (эфирное вещание, через спутник и т. д.), право на адаптацию, на кинематографическую интерпретацию своего произведения и т. д.

Кроме имущественных прав за автором признаются моральные (неимущественные) права – требовать признания своего авторства и противодействовать всякому изменению или искажению произведения.

Интересно
Срок охраны произведения по Бернской конвенции составляет время жизни автора и 50 лет после его смерти. Для кинематографических произведений срок охраны составляет 50 лет после первой публичной демонстрации фильма, для фотографий и прикладного искусства – 25 лет после создания произведения.

Подобно Парижской конвенции по охране промышленной собственности и в отличие от Всемирной конвенции об авторском праве, страны, присоединившиеся к Бернской конвенции, образуют союз для охраны прав авторов на их литературные и художественные произведения.

Как и другие административно-правовые решения, Бернский союз имеет свои органы в виде конференции стран-участниц и бюро (секретариат). Бюро Бернского союза было учреждено по образцу бюро Международного союза по охране промышленной собственности (Парижский союз).

Более универсальный характер, чем Бернская Конвенция, имеет Всемирная (Женевская) Конвенция об авторском праве 1952г. (в декабре 1994 г. РФ присоединилась к Конвенции); она более приемлема для стран с различным общественным строем, уровнем экономического развития, традициями и т.д., допускает менее согласованное внутреннее законодательство стран – участниц, т.е. предпочтение отдается вопросам национального права.

В тех немногочисленных случаях, когда Всемирная конвенция устанавливает прямые нормы, они в материальном смысле существенно ниже, чем в Бернской конвенции. Например, минимальный срок охраны имущественных прав определен в границах жизни автора и 25 лет после его смерти. Другим примером может служить право на перевод, которое подлежит обязательной охране во всех странах, присоединившихся к Всемирной конвенции.

Всемирная конвенция не касается прав владельцев фонограмм, не детализирует защиту кино- и телефильмов и т. п., оставляя эти вопросы на усмотрение стран-участниц.

Другим соглашением в области авторского права является договор ВОИС по авторскому праву; принят Дипломатической конференцией 20 декабря 1996 года. Он содержит 25 статей и Преамбулу.

Договор не связан с другими договорами, кроме Бернской конвенции. Он подтверждает, что:

  • авторско-правовая охрана распространяется на форму выражения, а не на идеи, процессы, методы функционирования или математические концепции как таковые;
  • компьютерные программы охраняются как литературные произведения в смысле ст. 2 Бернской конвенции. Такая охрана распространяется на компьютерные программы независимо от способа или формы их выражения;
  • компиляции данных или другой информации в любой форме, которые по подбору и расположению содержания представляют собой результат интеллектуального творчества, охраняются как таковые;
  • авторы литературных и художественных произведений пользуются исключительным правом разрешать доведение до всеобщего сведения оригинала и экземпляров своих произведений посредством продажи или иной передачи права собственности;
  • авторы компьютерных программ, кинематографических произведений и произведений, воплощенных в фонограммах, пользуются исключительным правом разрешать коммерческий прокат для публики оригиналов или экземпляров своих произведений.

Возникновение и эволюция авторских прав в России Первые законы, регулирующие авторские отношения, были приняты в России лишь во второй четверти XIX в.

В силу исторических причин книгоиздательское дело в России вплоть до конца XVIII в. считалось государственной монополией.

Первое разрешение на открытие частной типографии было выдано только в 1771 г. одновременно с введением цензуры на иностранную литературу. Общее законодательное разрешение на устройство частных, или, как тогда именовали, «вольных», типографий во всех городах империи было дано лишь Указом от 15 января 1783 г., который, однако, как слишком либеральный был отменен. В 1801 г. новый император Александр I вновь разрешает открывать частные типографии.

Первый авторский закон в России утвержден 22 апреля 1828 г.

По данному Закону, касавшемуся лишь литературных произведений, сочинитель или переводчик книги имел «исключительное право пользоваться всю жизнь свою изданием и продажей оной по своему усмотрению как имуществом благоприобретенным».

В 1830 г. было утверждено новое Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, которое значительно дополнило Правила 1828 г.

В 1845 и 1848 гг. было признано право на музыкальную и художественную собственность. В 1875 г. срок защиты авторского права был увеличен до 50 лет.

20 марта 1911 г. бал принят закон, который назывался «Положение об авторском праве». Он был составлен на основе лучших образцов западноевропейских законодательств того времени. Следует подчеркнуть, что многие правила Закона 1911 г. носили весьма прогрессивный характер.

Интересно
Закон 1911 г. явился значительным шагом в развитии авторского права в России. Хотя он и не уровнял права российских авторов в полном объеме с правами авторов стран – участниц Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г., к которой Россия не присоединилась.

Сразу же после Октябрьской революции Закон об авторском праве 1911 г. был отменен.

Следующий этап развития российского авторского права в советский период связан с действием Основ авторского права 1925 и 1928 гг., а также принятого в их развитие Закона РСФСР «Об авторском праве» от 8 октября 1928 г. Основы авторского права и Закон РСФСР «Об авторском праве» вполне отвечали духу своего времени.

Конечно, круг предоставляемых советским авторам прав не шел ни в какое сравнение с правами, которые гарантировались авторам государствами – участниками Бернской конвенции 1886 г.

В 1973 г., когда Советский Союз стал участником Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 г., в советском законодательстве было впервые закреплено право автора на перевод произведения, до 25 лет возрос срок действия авторского права после смерти автора, расширен круг субъектов авторского права и т.д.

Основы гражданского законодательства 1991 г. исключили свободное использование произведений в кино, на радио и телевидении, а также публичное исполнение опубликованных произведений без согласия их авторов, расширили круг охраняемых произведений, продлили срок действия авторского права до 50 лет после смерти автора, впервые ввели охрану так называемых «смежных» прав.

23 сентября 1992 г. был принят Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных».

3 августа 1993 г. вступил в действие Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)