Детская психология в системе смежных наук

1. «Царица наук» — философия
2. Известные отечественные философы 
3. Предмет детской психологии

 

Изучение психического развития ребенка возможно только при наличии определенных предельно общих представлений о том, что такое человек и в чем состоят его сущностные характеристики. Такие пред­ставления дает «царица наук» — философия. Можно напомнить, что психология первоначально возникла в рамках философии и долгое вре­мя существовала как ее составная часть.

Каждый психолог, пытающийся изу­чать человека, сознательно или бессознательно, обязательно опирается на определенную философскую базу, на определенное понимание сущ­ности человека. Поэтому философия или философская антропология является фундаментом психологии вообще и детской психологии в част­ности.

 

С другой стороны, вопросы, связанные с происхождением созна­ния, деятельности, личности человека, которые являются центральными для философии, конкретно и детально разрабатываются в детской пси­хологии.

 


 

Многие известные отечественные философы (В. В. Ильенков, Ф. Т. Михайлов и др.) постоянно обращались к материалам детской пси­хологии и использовали их в создании своих концепций. Поэтому мож­но сказать, что детская психология, с одной стороны, опирается на фи­лософию, а с другой — дает ей необходимый эмпирический материал.

Человек развивается не только с момента зачатия, он развивается также в процессе истории человечества. Психология современного че­ловека коренным образом отличается от человека средних веков или эпохи Возрождения. Однако историко-культурным развитием челове­чества (филогенезом) занимаются другие науки — история, культуро­логия, антропология.

 

Определение
Предметом детской психологии является индивидуальное развитие человека, или онтогенез, который всегда происходит в определенной историко-культурной ситуации, на определенном этапе филогенеза.

 

Учитывать историко-культурный фон, на котором происходит дет­ское развитие, совершенно необходимо детскому психологу. Так, за последние десятилетия с появлением новых информационных техно­логий существенно изменились условия взросления детей и их психоло­гия. Вместе с тем онтогенез имеет свои глубоко специфические законо­мерности, не зависящие от социокультурного развития.

Качественные изменения в психической жизни (то есть развитие) происходят не только в детстве, а на протяжении всего онтогенеза. И в жизни взрослого человека возможны качественные переломы в его взглядах на мир, появление новых потребностей и новых форм деятель­ности.

 

Все эти изменения имеют свои психологические механизмы и закономерности. Они составляют предмет особой научной дисципли­ны — психологии развития, или генетической психологии.

 


Конечно, детская и генетическая психология имеют много общего, поскольку наиболее интенсивно и эффективно психическое развитие человека происходит в детском возрасте.

Генетическая психология во многом строится на фактах и закономерностях, полученных в детской психо­логии. В свою очередь, детская психология использует закономерности педагогический институт психического развития человека, полученные в психологии развития.

Но детская психология ограничивается ранним возрастом (от 0 до 7 лет) и стремится максимально полно описать качественные измене­ния, происходящие с ребенком на протяжении детства.

Детская психология во многом опирается на понятия и методологию общей психологии. Выделение таких аспектов психической жизни ре­бенка, как деятельность, сознание, самосознание, личность и других, стало возможным благодаря тому, что они были определены и описаны в общей психологии. Вместе с тем общая психология, имеющая дело со взрослым человеком, не может обойтись без фактов детской психоло­гии.

Особенности психической жизни взрослого нельзя понять без ана­лиза их происхождения. Психика взрослого человека очень сложна, в ней одновременно существуют в свернутом, сжатом виде множество процессов и тенденций, изучить и проанализировать которые невоз­ можно без обращения к их генезису.

Детская психология в этом отно­шении обладает неоспоримым преимуществом: здесь все только начи­нается, и все процессы зарождения новых форм деятельности, сознания, мышления можно проследить в открытом, развернутом виде. Поэтому детскую психологию можно рассматривать как своеобразный генети­ческий метод общей психологии, который позволяет проследить ста­новление сложнейших форм психической жизни взрослого человека.

Вместе с тем детская психология является самостоятельной фунда­ментальной наукой, дающей научную основу для таких прикладных наук, как педагогическая психология, педагогика и практическая детская психология.

 

Определение
Предметом педагогической психологии является разработ­ка и обоснование методов обучения и воспитания детей в различных возрастах.

 

Очевидно, что разработка методов обучения и воспитания дошкольников невозможна без знания особенностей психики ребенка на ранних этапах онтогенеза, которые дает детская психология. Только понимание возможностей (и границ этих возможностей) ребенка на разных этапах детства позволяет педагогическому психологу разрабо­тать адекватные и эффективные для каждого возраста методы обучения и воспитания детей.

Вместе с тем педагогическая психология дает не­оценимый материал для детской психологии, поскольку позволяет вы­яснить влияние различных стратегий воспитания и обучения детей на особенности их психического развития. Фундаментальная проблема связи психического развития ребенка с его обучением и воспитанием лежит в плоскости как детской, так и педагогической психологии. По­ этому детская и педагогическая психология являются неразрывно свя­занными дисциплинами. Педагогическую психологию дошкольника можно рассматривать как особую область детской психологии, связанную с разработкой прикладных вопросов, касающихся обучения и вос­питания детей.

Трудно переоценить значение детской психологии для практической работы с детьми. Важнейшим условием успешной работы воспитателей и педагогов в яслях, в детском саду, в различных учебно-воспитатель­ных центрах является знание закономерностей психического развития ребенка, понимание интересов каждого ребенка, особенностей его мыш­ления и эмоциональной жизни.

 

Знание детской психологии помогает воспитателю устанавливать контакт с детьми, своевременно выявлять и преодолевать отклонения в их психическом развитии, выбирать аде­кватные для них формы общения и обучения.

 

В последнее время все более широкое распространение получает про­фессия практического детского психолога. В задачу этого специалиста входит диагностика и коррекция психического развития детей, а также работа с «трудными» детьми и их родителями.

Главной и необходимой основой для этой профессии является знание детской психологии. Только понимание возрастных норм и закономерностей психического развития позволяет практическому психологу выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка, их соответствие возрастной норме, проводить диагностику психического развитии отдельных детей и вы­бирать адекватные и эффективные методы коррекции.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)