Детская психология — наука о душе ребенка

1. Психология — наука о душе
2. Душа человека
3. Специфические особенности ребенка

 

Психология — наука о душе.  Уже в этом привычном для каждого пси­холога выражении кроется некоторый парадокс. Ведь наука нацелена на получение четких, объективных, рациональных знаний о мире.

 

Научное исследование предполагает строгое измерение, объективный анализ, не зависимый от методов, которыми пользуется ученый, и однозначность полученных результатов.

 

Это означает, что предмет научного исследо­вания должен быть измеряемым, объективным (то есть восприниматься извне) и разложимым на составные части. Но такие методы невозможно приложить к душе, поскольку ее нельзя увидеть, измерить и предста­вить как объект, совершенно не зависящий от самого исследователя.

Душа человека в принципе ненаблюдаема и неизмерима. В то же время нельзя усомниться в истинности и объективности ее существования. Каждый человек знает о силе и реальности собственных желаний, вос­поминаний, переживаний, страстей и многих других душевных явлений, которые, несмотря на свою «невидимость», являются вполне объектив­ но существующими и производят множество вполне ощутимых и внеш­невоспринимаемых форм поведения и изменений в окружающем пред­метном мире.

 

Можно с уверенностью сказать, что наши мысли, чувства, отношения не менее реальны, чем другие объективно существующие предметы и процессы окружающего мира.

 

Но первые существуют не в окружающем, а во внутреннем, душевном мире человека и поэтому требуют совершенно других методов и подходов, чем те, которые ис­пользуются в естественных науках, изучающих явления внешнего мира (физике, химии, биологии и др.).

Конечно, можно и человека рассмат­ривать как предмет физики или биологии. При этом мы будем изучать не душевные явления, а строение и функционирование организма чело­века. Психологию же интересуют именно внутренние, душевные явле­ния, недоступные непосредственному наблюдению, но вполне реаль­ные и чрезвычайно важные для жизни каждого человека. Очевидно, что понять, выявить и изучить эти явления чрезвычайно трудно.

Еще труднее изучать душу ребенка. Если о психической жизни взрос­лого человека мы можем говорить по своему внутреннему опыту, по  анализу своих переживаний и состояний, то душу ребенка почувство­вать и понять практически невозможно. В то же время нельзя сомне­ваться, что уже самый маленький ребенок имеет свою внутреннюю психическую жизнь: он чего-то хочет, из-за чего-то сильно расстраива­ется, что-то придумывает, что-то говорит и пр. Все это мы без труда можем наблюдать в поведении детей.

Но наблюдать мы можем только внешние проявления, только пове­дение ребенка: его действия, выразительные движения, высказывания и пр. Психолога же интересуют не сами по себе внешние проявления, а скрытые за ними психические процессы, качества, состояния. Ведь одни и те же внешние действия могут выражать совершенно разные состояния.

Одно дело, если малыш плачет, потому что ему больно, дру­гое дело — плач от обиды, третье — если он плачет, потому что хочет привлечь к себе внимание взрослого, четвертое — если у него не по­лучается то, что он задумал, и т. д. Каждый раз одно и то же действие (в нашем случае плач) будет означать совершенно разные переживания ребенка. Выявить эти переживания, опираясь на их внешнее выраже­ние, — главная и трудная задача детского психолога.

Это трудно потому, что ребенок не похож на взрослого, у него все по-другому. Долгое время ребенка рассматривали как маленького взрослого: он многого не знает, не умеет, не понимает. Он не может контролировать себя, не может решать поставленные задачи, рассуж­дать, выполнять свои обещания и пр.

Можно еще долго перечислять, чего ребенок не может. Но если мы будем рассматривать ребенка как неразумного, недоразвитого взрослого, мы никогда не поймем его от­ ношение к миру, его переживания и поступки.

Ведь специфические особенности ребенка заключаются не в том, что он хуже взрослого мыс­лит и воспринимает мир, а в том, что он качественно по-другому отно­сится к окружающему и к самому себе. Можно перечислить многое, что дети могут делать лучше, чем взрослые.

Они могут часами рисовать картинки, придумывать воображаемые ситуации и превращаться в раз­ных персонажей, страдать из-за судьбы незнакомого котенка, плакать и ли визжать от радости от происходящего на сцене и пр. Все это обыч­но недоступно взрослому человеку.

 

Поэтому важно искать не то, чего дети еще не могут, а то, чем они отличаются от взрослых, то есть специ­фику их внутренней, душевной жизни.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)