Деинституциализация детей и новые технологии

Во многих государствах наряду с общими социальными существуют специальные попечительские программы. Большую работу в реализации программ помощи беспризорным детям ведёт ЮНИСЕФ.

Необходимую помощь беспризорным детям в большинстве стран оказывают благотворительные общества, частные лица и религиозные организации.

Опыт зарубежных стран показал, что традиционные меры профилактики беспризорности (создание специальных воспитательных учреждений: детских домов, приютов и т.д.), а также содержание беспризорных детей, совершивших какие-либо проступки, в закрытых учреждениях не приносят ожидаемого результата.

Закрытое учреждение – тюрьма, казарма, психбольница и детдом – негативно отражаются на нашем развитии, потому что здесь

а) выстраивается извращенная иерархия межличностных и межгрупповых отношений, основанная на <дедовщине> и произвольном праве сильного;

б) не удовлетворяются эмоциональные и потребности в привязанности и духовные в доверии;

в) практикуется неестественный, отсутствующий в повседневной жизни режим дня и распорядок, построенный на жесткой дисциплине и гипертрофированной роли негативных санкций;

г) происходит ограничение потока информации, к которому привык человек.

Закрытое учреждение, как и закрытое общество, не подчиняется общественному контролю, оно не просвечивается снаружи и целиком погружено в решение собственных проблем. В таких системах чаще всего распространяются авторитарные методы руководства, групповщина, распределение ценностей и дефицитных благ по принципу свойства и лояльности, процветает круговая порука и взаимовыручка.

Семь миллионов американцев не могут за собой ухаживать и нуждаются в посторонней помощи. В 2050 каждому пятому в США будет старше 80 лет.

Кроме того, дети, воспитывающиеся в детских домах, лишены общения с детьми из обычных семей, так как они чаще всего ходят в школу, где учатся такие же дети, как они, или это специализированные школы.

В них нет образцов нормальных взаимоотношений между детьми. А даже если они и посещают обычную школу, то их общение с нормальными детьми заканчивается за порогом школы. Их привозит и увозит автобус, и они не знакомы даже с таким простым обстоятельством, как возможность самостоятельно добраться до дома.

Основными мерами профилактики беспризорности специалисты считают усыновление, опеку и попечительство. Только при невозможности обеспечить ребёнку семейное воспитание альтернативой ему могут выступать воспитательные учреждения, способные воссоздать условия воспитания, близкие к семейным, адаптацию детей к нормальной жизни в обществе (семейные детские дома, общины, детские деревни и др.).

В США громадное большинство пропавших без вести людей составляют подростки, которые добровольно убегали из дома на очень короткое время, большинство из них возвращались через неделю.

Лишь очень небольшая часть беглецов, обычно жертвы физического или сексуального надругательства, становились частью сексуального или наркотического дна больших городов.

Другая значительная часть пропавших детей, по оценкам составлявшая 100000 ежегодно, находилась у родителей, не являющихся попечителями.

Размещение сирот и беспризорников в государственных, реже – частных, учреждениях, осуществляющих надзор, прежде всего в детских домах, приютах и интернатах, называется институциализацией безнадзорных детей.

Деинституциализацией детей называют альтернативные формы опеки, при которых надзор за ними осуществляют не казенные инспектора, чиновники и наемные воспитатели, а простые люди, добровольно взявшие на себя нелегкий труд по ресоциализации потерянных детей.

По отношению к детям, оставшимся без попечения родителей и проживающим в сиротских учреждениях, больницах, государственных домах или интернатах, в учреждениях для инвалидов, применяется определение <уход в учреждение>.

Деинституциализация означает перемещение детей из массовых государственных учреждений (институтов) надзора в альтернативную, неучрежденческую среду. Этно-конфессиональные приюты, православные или буддийские, также относятся к институциональным средствам общественного призрения.

Но итог их деятельности позитивный, поэтому по отношению к ним термин <деинституциализация> обычно не применяется.

Детские дома являются частью системы охраны детства. Альтернативными им формами, также относящимися к охране детства, выступают усыновление, приемные семьи, групповые дома, программы по планированию семьи и усилия по реинтегрированию детей в их кровные семьи и другие семейные формы воспитания сирот.

Многие из владык прошлого были очень молоды, и так же молоды были их придворные. Александр Македонский умер в 33 года, Нерон – в 32, Калигула – в 29 лет, Иван Грозный и Петр I взошли на трон в 16 и в 17 лет соответственно.

По данным зарубежных и отечественных исследований, институциональное воспитание негативно влияет на развитие ребенка, формируя у него <сиротский симптомокомплекс>, который нередко становится непреодолимым препятствием на пути к социализации у бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов.

В результате более 80% выпускников учреждений для детей-сирот не могут найти свое место в обществе. По некоторым данным через 10 лет после выпуска бывшие воспитанники практически исчезают из социума: многие сидят за тяжелые преступления, другие убиты или покончили с собой.

При этом ситуация сиротства влияет не только на самого сироту. Происходит трансляция сиротского симптомокомплекса в вертикальной семейной системе – сиротство в одном поколении порождает сиротство в последующих.

Когда ребенок-сирота покидает стены детского дома и вступает во взрослую жизнь, перед ним сразу же встает много сложных проблем: как и на что жить, где жить, как наладить свою жизнь, быт и т.д.

По сводкам МВД за 1994 г., каждый третий выпускник интерната для детей-сирот становился бездомным, каждый пятый совершал преступление, каждый десятый кончал жизнь самоубийством. Около 60% выпускников этих учреждений оказываются потерянными для общества людьми и представляют угрозу его благополучию.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)