Делинквентное поведение

Термин <подростковая (юношеская) делинквентность> (Juvenile Delinquency), появившийся в 80-90-е годы в США, часто переводится на русский язык как <преступность несовершеннолетних> и означает нарушения закона несовершеннолетними, т.е. молодыми людьми в возрасте до 18 лет.

Трудно сказать, какой из двух терминов более правильный, поскольку делинкветность обозначает специфически подростковую форму отклоняющегося поведения, а термин <криминальное поведение>, или преступность – поведение взрослых людей.

Различие между ними кроется также в степени профессионализма или закоренелости. Взрослая преступность, тем более рецедивная (повторная), предполагает определенный уровень профессионализма, а юношеская делинквентность – это все еще любительское занятие, проступок, совершаемый впервые.

Юридический термин <подростковая делинквентность> был введен для обозначения деяний юных право-нарушителей с целью не клеймить их как <преступников>, выделить несовершеннолетних из основной массы и иметь возможность обращаться с ними иначе, чем с взрослыми преступниками.

В большинстве случаев их судят в специальных судах по делам несовершеннолетних, и судьи всегда стараются выносить как можно более мягкий приговор.

В бывшем СССР и нынешней России подростковой делинквентностью (административными правонарушениями тинейджеров) занимаются подразделения по делам несовершеннолетних, поскольку делинквентное поведение – не наказуемые с точки зрения Уголовного кодекса правонарушения, как-то: мелкое хулиганство, мелкое воровство, драки без нанесения тяжких телесных повреждения и т.п.

Справка

Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел – специальные отделы, осуществляющие работу с безнадзорными и беспризорными детьми и подростками, в т.ч. совершившими правонарушения. В этот день в 1935 году СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли специальное постановление “О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности”.

В составе НКВД были выделены специальные звенья и работники, созданы детские приемники-распределители. За годы существования служба неоднократно меняла свое название.

До 1977 года это были детские комнаты милиции, которые в дальнейшем были переименованы в инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН), с 1991 года – подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (ПППН).

Менялись формы и методы работы, но содержание, цели и задачи практически оставались те же самые – предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, выявление неблагополучных семей, родителей, злостно уклоняющихся от воспитания детей или отрицательно влияющих на них, и принятие необходимых мер по оздоровлению обстановки в семье.

В 1994 г. в РФ продолжался рост числа родителей, ведущих асоциальный образ жизни, использующих в корыстных интересах своих детей, проявляющих жестокое к ним отношение.

Продолжает расти число разводов, из-за чего ежегодно полмиллиона детей в возрасте до 18 лет остаются без одного из родителей. Обостряется проблема социального сиротства – интенсивный рост числа детей-сирот при живых родителях.

В 1994 г. их было выявлено 81 тыс., в 1991 г. – 59 тыс., в 1993 – 67 тыс. С 1990 по 1994 г. число детей и подростков, стоящих на учете в милиции, нигде не учащихся и не работающих, возросло в 2,8 раза. У 46% несовершеннолетних, попавших в 1994 г. в приемники-распределители, есть оба родителя, у 38% – хотя бы один, и только у 16% нет родителей.

Диаграмма 1

Распределение несовершеннолетних, состоящих на учете в милиции, по роду занятости в 1990, 1991, 1992, 1993, 1994 гг., %

Как видим, за четыре года количество детей и подростков, стоящих на учете в комнате милиции, которые нигде не учатся и не работают, возросло почти в 3 раза.

В период между 1970 и 1992 гг. возросло количество серьезных преступлений, совершенных подростками младше 18 лет, но общее количество арестованных сократилось. Юноши совершили правонарушений в четыре раза больше, чем девушки.

У первых антиобщественное поведение чаще выражается в виде нарушений закона, а у вторых в форме прогулов, бегства из дома, появления различных общественных и личных проблем.

Однако преступность среди женщин растет, и, со-гласно ежегодным отчетам департаментов полиции США, они все чаще принимают участие в вооруженных ограблениях, входят в банды преступников и занимаются контрабандой наркотиков.

Делинквентное поведение – не наказуемые с точки зрения Уголовного кодекса РФ правонарушения, как то: мелкое хулиганство, незначительное хищение продуктов в магазине со стороны покупателя (хищение продавца считается должностным преступлением), мелкое воровство в транспорте или на рынке, драки без нанесения тяжких телесных повреждений, обман (обсчет) покупателя продавцом, обман налогового инспектора, опоздание на работу, переход улицы или курение в неположеном месте и др.

В перечень делинквентного поведения школьников, по данным зарубежных и отечественных социологов, обычно входят такие проступки, как: не вернуться ночью домой, употребить алкоголь, приставать к взрослым, драться, незаконно хранить оружие, нанести тяжкие телесные повреждения кому-либо холодным оружием, воровать, прогулять занятия, курить марихуану, уйти из школы, отбирать карманные деньги у других школьников, нарушать порядок в общественных местах, испортить общественное имущество, писать или рисовать краской на стенах и др.

Для взрослых и подростков к делинквентным поступкам можно также отнести все или большинство административных правонарушений.

Таким образом, любое поведение, которое не одобряется общественным мнением, называется девиантным, а поведение, которое не одобряется законом, – делинквентным.

Неодобрение еще не означает наказания. Уголовное наказание очерчивает границу между делинквентным и преступным поведением. Подростки, стоящие на учете в комнате милиции, – делинквенты, но не преступники. Таковыми они становятся, попав за решетку.

Разграничение между криминальным и делинквентным поведением можно проводить также по возрастным критериям. Криминальное поведение – дело исключительно взрослых, делинкветное – подростков и юношей.

Причина простая – к уголовной ответственности можно привлекать за ряд преступлений с 14 лет, а за большинство других – с 16-18 лет. А тинейджерский возраст выпадает на период с 13 до 19 лет.

Таким образом, делинквентное поведение целиком выпадает на подростково-молодежный возраст. Вот почему в зарубежной социологии делинквентные проблемы целиком попадают в ведение juvenile delinquency.

В практической плоскости суть делинквентного поведения молодежи по-разному определяется в разных штатах США.

В штате Иллинойс закон определяет делинквентным ребенком (на русском языке его можно было бы назвать <трудным подростком>) всякого, кто является неисправимым, кто растет в неподобающей семейной обстановке, кто шатается по ночным улицам с подозрительными намерениями и без всякого серьезного дела или кто обвиняется в намерении совершить похотливый или неприличный поступок.

В штате Нью-Мехико за основу берут слово “обычно”: ребенок, который обычно не слушается, является капризным, неуправляемым, прогуливающим уроки, считает делинквентом. Федеральное Детское бюро относит к делинквентному опасное для самого человека или для окружающих поведение, которое можно считать антисоциальным, угрожающим правам и благосостоянию других людей.

Являясь формой отклоняющегося поведения, делинквентность в современном западном обществе характеризуется следующими чертами:

1. Вклад социальной позиции – в США делинквентность выше в низшем классе, среди мальчиков-подростков, живущих в неблагоустроенных домах в центре крупных городов. Именно в трущобах царит аномия и беззаконие.

2. Влияние образцов социализации – не все мальчики в трущобах делинквенты. Потому что здесь живут разные семьи. Наивысшая делинквентность обнаружена среди подростков, имеющих самый низкий статус, не знающих в семье твердой и последовательной дисциплинарной системы и часто участвовавших в дворовых тусовках.

3. Наличие ситуационных факторов – подростков арестовывали за угон автомобилей, ограбление, применение оружия потому, что им нравилось рисковать и потому что под руку подворачивались автомобили, прохожие, оружие.

4. Перерастание делинквентного действия в делинквентную роль – многие участвуют в делинквентных действиях время от времени без намерения стать постоянными нарушителями. Но когда сообщество подростков начинает идентифицировать таких людей как делинквентов и вести себя с ними подобающе, наступает время, когда сами они начинают думать о себе в терминах именно этой роли.

5. Формирование делинквентных коллективов и субкультур – большинство делинквентных актов происходит в толпе, группе, коллективе. В группе индивид получает поддержку своим провокациям. Постепенно формируются банды и субкультура.

Посмотрите данные МВД — одни наказания. Только в административном порядке за прошлый год — 70 миллионов человек. А помимо МВД в стране еще немало ведомств, которые вправе наказывать людей. Можно ли считать нормальным такое положение вещей?

А.И.Гуров

Нарушения социальных норм молодежью могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и неосознаваемыми. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, попадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению.

Алкоголизм – типичный вид девиантного поведения. Алкоголик – не только больной человек, но и девиант, он не способен нормально выполнять социальные роли.

Наркоман – преступник, так как употребление наркотиков квалифицируется российским законом как преступное деяние.

Самоубийство, т.е. свободное и намеренное прекращение своей жизни – девиация. Но убийство другого человека – преступление.

Сделаем выводы: девиантность и делинквентность – две формы отклонения от нормального поведения. Первая форма относительная и малозначительная, вторая абсолютная и значительная. Самой податливой к делинквенции группой населения является молодежь.

Но не любая, а та, что проходит социализацию в преступной или отклоняющейся среде. Такую среду или семью называют еще неблагополучной. Обычно это пьющие родители, побывавшие в местах заключения преступники.

На поведение детей большое влияние оказывает родительская модель поведения. Дети часто копируют поведение своих родителей.

МВД насчитало в России 15 тысяч скинхедовм

Районы с высокой плотностью делинквентного и криминального поведения называют криминогенными. В этих местах процент юных правонарушителей оказывается выше, чем средний пока-затель для других областей.

Иными словами, районы города, где чаще других происходят преступления, называют криминогенными, а категории населения, которые более других склонны совершать криминальные или делинквентные поступки, – группами риска. К ним относится, в частности, молодежь.

Особенно часто делинквентное поведение наблюдается у подростков и молодежи. По данным ООН, около 30% всех молодых людей принимают участие в каких-либо противоправных действиях, а в 5% совершают серьезные правонарушения.

Один из распространенных примеров делинквенции – вандализм футбольных фанатов. Вандализм – бессмысленное уничтожение материальных и духовных памятников. Название произошло от германское племя вандалов, которые в 5 веке напали на Римскую империю и разгромили ее.

Сегодня к вандалам относят тех, кто бьет стекла, режет сиденья в поездах, обстреливает вагоны. К примеру, 5 ноября 1995 г. акт вандализма был совершен на Пыхтинском кладбище в Ленинском районе Подмосковья.

Неизвестные преступники осквернили 33 могилы. На захоронениях были разбиты надгробия и побелены памятники. Милиция предположила, что осквернение кладбища – дело рук подростков. На одном из разрушенных захоронений была найдена коробка от игры “Денди”, которая и заставила сделаить подобный прогноз.

Определить криминальное действие довольно легко: уголовные законы написаны, на них страже стоит вся система правосудия. Напротив, девиантное или делинквентное поведение зависит от точки зрения.

Гомосексуализм и лесбианство одними считаются девиантным поведением, а другими – нормальным. Вандализм молодых футбольных фанатов, потрясавших стадионы Западной Европы в 1980-2000-е годы, свидетельствует о том, что насилие сделало девиантное поведение криминальным.

Сегодня социологи установили, что делинквентное поведение среди подростков встречается чаще, чем в других возрастных группах, по ряду причин. Самая главная – социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма.

Проявляются они в стремлении испытать острые ощущения, любопытство, в недостаточной способности прогнозировать последствия своих действий, гипертрофированном стремлении быть независимым.

Подросток часто не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему общество, он не готов к выполнению определенных социальных ролей в той мере, в какой ожидают от него окружающие.

В свою очередь он считает, что не получают от общества того, на что вправе рассчитывать. Противоречие между биологической и социальной незрелостью подростков, с одной стороны, и требованиям общества – с другой, служит реальным источником девиации.

Специалисты отмечают, что те, кто становится правонарушителями, отличаются само-уверенностью, дерзостью, неприязненным отношением к властям, обидчивостью, враждебностью и недостаточным самоконтролем.

Для некоторых из них характерны низкая самооценка и негативное представление о себе. Другие поддерживают уровень самооценки, отрицая свои проблемы или не желая признавать несоответствие между своим поведением и представлением о самих себе.

Они отказываются брать на себя ответственность за свои действия и во всех своих бедах обвиняют других людей и внешние обстоятельства. В некоторых случаях правонарушения являются симптомом глубоких неврозов, продуктом различных страхов, тревог или враждебности.

Социологи установили тенденцию: человек тем больше усваивает образцы делинквентного поведения, чем чаще с ними сталкиваются и чем моложе его возраст. Юноши и девушки могут испытывать очень сильное воздействие уличных компаний или окружающей их обстановки.

Подростки, которые с детства сталкиваются с отклоняющимися от нормы моральными ценностями, нередко сами становятся правонарушителями.

При исследовании ценностей, которые разделяют подростки, выросшие в среде правонарушителей, американские социологи вы-делили шесть наиболее ценимых в этой среде качеств:

  1. Умение не сболтнуть лишнего в полицейском участке.
  2. Умение быть жестким и настойчивым.
  3. Умение <дать сдачи>.
  4. Умение быстро заработать деньги.
  5. Умение всех перехитрить.
  6. Умение устанавливать связи с преступным миром.

Чем больше очков подростки набирали в перечисленных шести пунктах, тем с большей вероятностью они втягивались в преступную деятельность. И чем раньше подросток попадал в неблагоприятную среду, тем быстрее и прочнее усваивались негативные нормы поведения. Их усвоение начинается в раннем возрасте, усиливается к 12-13 годам.

Стремление добиться успеха, выделиться иногда превращается для подростков в дорожку, которая ведет от девиантного поведения к делинквентному.

До недавних пор психологи и социологи мало внимания уделяли такой проблеме, как стремле-ние добиться одобрения группы путем девиантного поведения – т. е. поведения, отличающегося от <нормального>, присущего большинству молодых людей (преимущественно из средних слоев населения), – но допущенного внутри определенной группы, которая и сама резко выделяется на общем фоне.

Агрессивное поведение, в целом для общества недопустимое, может быть не-пременным условием членства в какой-нибудь молодежной группировке. Или же то, что может служить причиной дурной репутации в обычной средней школе (драчливость, антиобщественные поступки, сексуальная распущен-ность, преступные склонности), способно поднять авторитет подростка внут-ри какой-нибудь группы малолетних правонарушителей.

Наблюдение за мальчиками 12-16-летнего возраста, отличавшимися повышенной агрессивностью и драчливостью пo отношению к тем, кто был младше или слабей, по казало, что драчуны в целом пользуются популярностью среди подростке: те, кто становился их жертвами, были намного менее популярны.

Тинэйджеров от 13 до 17 лет социологи называют группой риска.

Социологи указывают на то, что распространению девиантного поведения способствует то обстоятельство, что нарушена регулирующая роль социальных институтов.

Это стало возможным потому, что социальные институты утратили свое предназначение – освобождать граждан от проявления неупорядоченной активности, перенапряжения сознания в связи с беспрестанным принятием решений в ситуации нестабильности и неопределенности.

Л.С. Рубан (1999) считает, что нарушение социального контроля ведет к криминализации конфликтов. Неопределенность в критериях и границах дозволенного, отсутствие ясных процедур и мер ответственности за содеянное способствует расширению девиантного поведения.

Рецидив массовой девиации в самой острой форме выступает как преступность, посягательство на социально-политические и нравственные устои общества, личную безопасность и благополучие его граждан.

Социологические исследования показали, что в процессе реформ у молодежи произошли изменения ценностей. Значительно ослабло уважение к таким ценностям, как <дисциплина>, <выполнение долга>, <самообладание>, <бескорыстие>, <самоотверженность>. Возросло положительное отношение к ценностям <свобода от авторитетов>, <признание личности>, <автономия>, <самореализация>, <личная неприкосновенность>.

Не последнюю роль играют и СМИ. В частности, М.В. Цилуйко (1998) отмечает негативное влияние средств массовой информации на пропаганду сексуальной распущенности среди молодежи.

Л.Б. Филонов (1998) подчеркивает, что частотность сообщений о безнаказанности “заказных” убийств, о всесильности мафии, отсутствии реакции общества снижают чувствительность населения к отклонениям, а повторяющиеся конструкты закрепляются как наиболее целесообразные образцы поведения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)