Дедовщина как посвятительный обряд

Непременным атрибутом армейской дедовщины выступает обряд посвящения новобранцев – своего рода испытание, которое те должны пройти для того, чтобы приобщиться к воинскому братству.

При этом само воинское братство толкуется не только или исключительно как социальная, но прежде всего и в первую очередь как духовная общность людей, одетых в униформу, призванных на действительную службы, проживающих два года в одинаковых условиях, испытывающих одни и те же трудности и способных делить общие радости.

Переход солдат из одной категории в другую часто связан с переходным обрядом – переводом. Формы перевода различны в различных частях; существует, например, такой обряд: солдат должен получить столько ударов ремнем, сколько месяцев ему осталось служить, все это он должен переносить молча.

Однако когда котла переводят в деды, удары ему наносят ниткой, при этом он должен кричать во весь голос, как будто от сильной боли.

Из ритуалов перехода самый известный происходит через 12 месяцев службы – самых трудных и изнурительных. Прослужившего год именуют черпаком, потому как переводят его в это звание путем нанесения 12 ударов черпаком по обнаженному заднему месту (процедура столь же мучительная и страшно болезненная, сколько неизбежная).

По квалифицированному мнению Т.Б.Щепанской, основательно изучившей антропологию и этнографию вопроса, в культуре “дедовщины” среди солдат срочной службы соучастие в насилии – один из главных цементирующих факторов.

Несомненно, насилие неотделимо от дедовщины как социального явления, она порождена им и в свою очередь порождает еще большее насилие.

Однако силовое воздействие существует и вне армейской среды. Оно присутствует в разных субкультурах и практикуется в таких ситуациях, прием в сообщество (обряды посвящения, испытания), нарушение норм (наказание, испытание, разборка, пытка) и исключение из сообщества (убийство, казнь).

Своеобразие <дедовского> насилия заключается в том, что оно воспринимается новобранцами как

а) полушутливое мероприятие, на которое стыдно обижаться,
б) стародавняя армейская традиция, против которой бессмысленно протестовать.

Старослужащий вполне может устроить молодым воинам особый тренаж: отбой, подъем, построение, по полной форме одевание, потом опять построение – и так в течение нескольких часов. Никого персонально он не унижает, честь и достоинство не оскорбляет, никого физически не калечит, значит все это <настоящий мужчина>, как считают первогодки, должен переносить с улыбкой на устах.

Легко относиться к трудностям – это обязательный элемент мужской социализации, просто в армии он доведен до своих крайних форм. Помимо того в полусерьезных-полушутливых инициациях заключен известный социокультурный смысл.

Такого рода обряды служат посвящению новичка нормам и ценностям армейской жизни, а самое главное – позволяют сразу же почувствовать дух армии как суровой школы жизни.

Нередко инициации приобретают индивидуально-воспитательный контекст, когда они направлены против конкретного солдата, так или иначе нарушающего общепринятые нормы или своим поведением способного подвести коллектив.

Например, ленивого или нечестного новобранца сержант заставляет вне очереди убираться в туалете, мыть посуду, чистить плац и т.д. Ему таким способом дают понять, что другие не должны страдать из-за его личных недостатков.

Посвятительные меры моментально превращаются в просветительные. Если солдат пожадничал и не поделился присланной из дому посылкой, то его ждет целая серия экзекуций, имеющих своей целью <разъяснить и поставить на место>.

Поскольку в армию приходит самая разная молодежь, то старослужащие, предъявляющие ко всем одинаковые требования, чаще всего выполняют очень нужную роль воспитателя.

Далеко не всех юношей, особенно городских и избалованных родителями, с детства приучили регулярно мыться, чистить зубы, не крошить и не сорить, заправлять постель, гладить одежду и делать многое другое, что относится к элементарным правилам санитарной гигиены.

Казарма – это кроме всего прочего достаточно тесное для большого количества здоровых молодых тел помещение, где особенно необходимо соблюдать чистоту. Вонь, нечистоты, грязь, неряшливость – от всех таких пороков <освобождают> невоспитанную молодежь старослужащие, которые давно уже поняли, что отсутствие личной гигиены – бич для всего коллектива.

Если для объекта инициации силовое воздействие является мучительным испытанием, то для ее субъекта, старослужащего, это чаще всего очередное развлечение.

В армии и местах заключения известна шутка под названием велосипед: между пальцев ног спящего человека вкладывается пакля или вата, ее зажигают, человек делает движения ногами, как будто едет на велосипеде.

Вариант, когда вата находится между пальцами рук, называется мельница. Встречаются и зооморфные развлечения.

Так, старослужащий будит молодых солдат приказом: “Сушить крокодилов!” (нужно висеть над кроватью, зацепившись ногами и руками за ее спинки), “Сушить летучих мышей!” (висят под кроватью, вцепившись в панцирную сетку снизу); “Сушить попугаев!” (сидят на корточках на спинке железной кровати).

<Дедовские> игры могут заходить очень далеко и переступать грань развлечения. Из актов инициации они превращаются в акцию зомбификации, в результате которой деморализуется сознание новобранца.

“Салага” подвергается частым ночным избиениям со стороны старослужащих, стирает их белье, выполняет унизительные операции вроде чистки вроде чистки пола уборной зубной щеткой.

Затем он поучает промежуточный статус “черпака” и “деда” (на этой стадии он начинает принимать участие в ритуалах зомбификации новобранцев; внешней атрибутикой является сильно выгнутая пряжка ремня и сапоги “гармошкой”). Последняя стадия – “дембель” – непосредственно предшествует дезомбилизации.

Чрезмерные инициации-испытания могут вредить как психическому, так и физическому здоровью. <Дедушка> вдруг подает команду “Фанеру – к бою!” и решает врезать хилому новобранцу автоматным прикладом в грудь, да так, чтобы затвор передернулся. Даже при достаточно крепком здоровье после пары таких ударов синяки расползаются до лопаток.

Похожие на дедовщину традиции отмечены в английских частных школах, например в Итоне. По данным Р.Дала личное обслуживание старших, равно как и физические наказания младших были вполне легализованы. В США подобные обычаи называются hazing.

Неуставные взаимоотношения и связанные с ними жестокие ритуалы встречается не столько в армии и на флоте, сколько в студенческих братствах типа Фи Бета Каппы. Смысл ритуала – символический. Новичок демонстрирует готовность стерпеть боль и унижение, чтобы приобщиться к сообществу избранных.

Этому посвящен американский фильм о проблемах дедовщины. Скрытая камера засняла трогательную сцену в таулете: пять-шесть старослужащих производили в солдат”: значок военнослужащего с длинной иглой прибивали прямо к груди новобранца-контрактника.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)