Человек как объект и субъект культуры

На протяжении всей своей истории человечество решает множество вопросов, среди которых ключевое значение имеет проблема самого человека, его возникновение, место в окружающем мире, смысл, цели и результаты его деятельности.

Рассматривая структуру культуры, частью которой является сам человек, мы выделили такие сферы, как наука, техника, искусство, религия, мораль, политика, экономика и другие. Все эти сферы имеют свою специфику, но при этом они взаимосвязаны, взаимозависимы. Основную интегрирующую роль в культуре играет человек.

Природа человека характеризуется биологическими, психологическими чертами, которыми человек наделен по законам генетики. Эти черты оказывают заметное воздействие на развитие, становление личности.

Но человек как субъект культуры возникает и проявляет себя тогда, когда он активен в познавательной, преобразующей деятельности, направленной на многообразный окружающий мир. Активность, познавательная и преобразующая деятельность есть необходимое условие возникновения человека как субъекта культуры. Но представители животного мира тоже проявляют активность, строят, создают. Что же тогда отличает преобразующую деятельность человека от природного мира?

Безусловным является то, что деятельность животных обусловлена инстинктами, природной матрицей. У человека инстинкты также играют свою весомую роль. Но человеку удалось преодолеть это «природное притяжение», обрести свободу и смысл своей деятельности. Древний миф о Прометее как нельзя лучше иллюстрирует выход человека из дикого природного состояния. Человек не только преодолел страх перед природным, но и обрел способность осмысливать окружающий мир, увидеть себя не только частью природы, а существом действующим, думающим, оценивающим в соответствии с нормами, ценностями социокультурной среды.

Именно в обществе себе подобных человек проявляет себя как индивид, как личность. Это происходит в процессе взаимодействий, общественных отношений. Коммуникативность является одной из основных черт культурной деятельности. Другой важной чертой, определяющей культурную деятельность человека, является символичность. Произносимые слова, применяемые жесты, совершаемые человеком действия, как правило, являются не только и не столько продолжением природного в человеке, но выражают его способность к надприродному, культурному, раскрывают в человеке специфическое человеческое.

Человек как «существо общественное» со временем усваивает те нормы и ценности, которые определяют, выделяют общество, к которому он себя относит. Эта система ценностей становится тем «социокультурным камертоном», по которому «настраивается» деятельность человека, определяется ее смысл.

Бесплодны усилия по построению какого-либо общества лишь на материальных потребностях и ценностях. В истории немало примеров, когда рациональные идеи, усилия по построению очередной башни, как условия благополучия, разбивались в историческую пыль, вызывали ощущение близкого заката цивилизации по причине отсутствия смысла, духовного, человеческого начала. Именно способность человека к осознанию смыслового значения, определению соответствия общественным ценностям характеризуют культурную деятельность.

Безусловно, культурная деятельность человека по своей сущности носит творческий, созидающий характер. Человек априори стремится к познанию тайн бытия и привнесению в мир своего, специфического. Эта деятельность не ограничивается преобразованием окружающего мира, она предполагает и внутреннюю перестройку человека, осознание себя творцом, созидателем. Творческий потенциал человека не есть лишь повторение уже пройденного творческого пути предыдущими поколениями.

Постоянное фаустовское стремление к пониманию и изменению мира всегда присуще человеку. Творчество человека проявляется в новых идеях, взглядах, видах и жанрах искусства, способах организации общественной жизни. Оно не только идет в ногу со временем, но само определяет темп и специфику каждой конкретной исторической эпохи.

Но творчество невозможно без свободы. Свободная творческая энергия определяет сущность культурной деятельности человека творца. При этом человек соотносит свои потребности, интересы с потребностями и интересами других, что позволяет обеспечить истинную свободу творчества.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)