Человеческое тело: позиция переживания

Феноменологический подход («экзистенциальную феноменологию») в психологии часто (во многих работах) рассматривают как альтернативу объективного, исключающего телесность дискурса в психологии. Большинство представителей этого направления выделяют два способа отношения к телу: как объекту и как телу, познаваемому/знаемому изнутри, т.е. к переживаемому телу.

Несмотря на то, что язык, воспитание и социальные требования спо- собствуют формированию у нас убеждения в том, что мы обладаем телом, оно принадлежит нам не в полной мере. Более того, иногда мы переживаем не принадлежность нам тела, а нашу принадлежность телу, например, в слу- чае сильной боли, неудовлетворенного желания и т.п.

Для нас наше тело всегда оказывается в центре мира. Более того, М.Мерло-Понти утверждает, что окружающий мир существует для человека благодаря его телу. Каким образом можно сконструировать целостное переживание человеком своего тела из суммы ощущений? Непосредственно в переживании целостность нашего тела нам не дана, его образы, каждый раз разные, меняются со скоростью потока сознания.

Мы всегда – вне других тел и внутри своего собственного, не имея при этом над ним полной власти. Когда мы рассматриваем тело как вещь, то стремимся видеть в нем разновидность объекта, когда же рассматриваем не- отделимое от нас тело, то оно предстает как совокупность смутных образов.

А. Бергсон описывает тело как проводник между теми объектами, которые на него влияют, и теми, на которые оно влияет. Оно является порогом, задерживающим в себе определенное внешнее воздействие.

«Помещенное между материей, на него влияющей, и материей, на которую оно влияет, мое тело есть центр действий, местонахождение чувственно-двигательных явлений. Тело существует в мгновение действия, именно в этот момент оно выделяется из других образов».

В соответствии с этой идеей выделяются несколько модусов переживания тела/проживания в нем: тело как объект, как нечто, принадлежащее нам («мое тело»), как аффект (тело, захваченное эмоцией).

Тело становится объектом по мере того, как ограничивается автономия его действий. Такое тело видимое, рассматриваемое, подвергающееся каким- то внешним манипуляциям, тело-труп, тело-робот, тело без внутреннего опыта. Тело-объект не существует без внешнего по отношению к нему субъ- екта-наблюдателя.

Тело, которое переживается как собственное («плоть») – это основа

«Я»-чувства. Я владею своим телом, значит, действую, стремлюсь к чему- либо, страдаю. Это первичный образ тела, неустойчивый, меняющийся в своих границах.

Тело как аффект равно собственному состоянию. В мгновение сильно- го душевного волнения тело делается беспомощным и опустошенным. Мы оказываемся в реальности внетелесных состояний.

Ван ден Берг выделяет три модуса воплощения: инструментальный ландшафт, видимое другими тело, переживание своей телесности под чужим взглядом.

Тело может быть дано нам только в наших переживаниях, объективный метод его исследования обречен на неудачу, поскольку мы всегда имеем дело не с телом, а с человеком.

В рамках феноменологического подхода создано несколько интересных концепций, обосновывающих взаимосвязь переживания тела и чувства самоидентичности. Э. Гибсон, в частности, полагает, что чувство «авторства по отношению к своим действиям» (sense of agency) формируется на основе наблюдения за своими движениями и их результатами.

М. Шитс-Джонстоун, в свою очередь, считает, что чувство самоидентичности основано не на визу- альных, а на кинестетических ощущениях, связанных с кусанием и жеванием. Большинство феноменологов подчеркивают, что телесность человека является той основой, почвой, на которой развертывается вся психическая и социальная жизнь.

Тем не менее критики указывают на то, что рассмотрение тела как основы/фона не позволяет учитывать роль истории, культуры и об- щества, которые создают внутри самой телесности основу для всех челове-

ческих действий

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)