Бюджеты времени некоторые методологические предпосылки

Различия методологических подходов в мировой социологии Как и любая другая отрасль социологического знания, изучение бюджетов времени испытывало и испытывает воздействие теоретико-методологических установок исследователя.

Интересно
В разных странах и в разные периоды такие влияния исходили одновременно со стороны общемировоззренческих представлений, своего рода «постулатов» социальной философии и со стороны смежных социальных дисциплин — экономики, культурологии, социопсихологии, других отраслей социологии (социологии досуга, индустриальной социологии, социологии образа и качества жизни…).

Что касается общемировоззренческой направленности, или некоторых принципов общесоциологической теории, то в России, начиная с работ С. Г. Струмилина (см. ниже), в данной проблематике господствовала (и до наших дней, пожалуй, доминирует) марксистская, т. е. материалистическая (в смысле социально-экономической обусловленности деятельности людей) теоретическая ориентация.

Прежде, чем мы рассмотрим ее основные особенности, следует заметить, что в мировой социологии в тот же период, т. е. с начала нашего века, получили распространение и другие теоретико-методологические подходы. Например, во французской социологии (особенно Ж. Дюмазедье) своеобразным образом совмещались марксистские и дюркгеймианские идеи в приложении к рассматриваемому предмету.

В частности это находило отражение в акцентировании внимания на ценностнонормативной составляющей деятельности людей, выявлении «смыслов» занятий, распределяемых во времени. Эта смысловая составляющая начала проникать в советские исследования в конце 70-х — начале 80- х гг., главным образом, под воздействием социопсихологических работ А. Н. Леонтьева и его школы.

В США изучение бюджетов времени долгие годы испытывало сильное воздействие структурно-функционалистской методологии Т. Парсонса и Р. Мертона. Акцентировались явные и неявные функции занятий, их системность (в смысле социокультурной взаимосвязанности), функциональность как «полезность» и дисфункциональность в отношении общесоциальной стабильности.

В Германии послевоенных лет, возможно, под влиянием работ Ю. Хабермаса и Н. Лумана, исследования бюджетов времени особо выделяли динамику изменений межличностных взаимодействий, «цепей человеческих взаимосвязей» по месту и времени деятельности.

Социология досуга, в рамках которой в мировой социологии развивалось рассматриваемое направление, претерпевала несомненные изменения под влиянием смены общетеоретических парадигм. В этом ракурсе менялись акценты целевых установок исследований бюджетов времени.

Например, от анализа процессов, свидетельствующих о сдвигах в сторону «постиндустриализма» (досуговые занятия и «постматериалистические ценности» потенциально должны выходить на первый план), многие исследователи переходили к качественному изучению деятельности, распределенной во времени, снижая компоненту репрезентативных статистик расходов времени. Эта область исследований в рамках качественной методологии приобретает принципиально иное содержание и начинает сближаться с культурологической тематикой.

Так или иначе в развитии отечественных традиций рассматриваемой области, как мы уже говорили, несомненно господствовала марксистская ориентация, хотя в последние годы в ней появились «бреши», вкрапления проблематики и подходов, развиваемых в иных методологических рамках.

Строго говоря, сами по себе эмпирические данные бюджетов времени позволяют интерпретировать и реинтерпретировать во вторичном анализе полученную информацию в разных теоретических плоскостях.

В этом — одно из несомненных преимуществ данных исследований. Чем более дробные характеристики занятий регистрирует исследователь, тем шире возможность их концептуального истолкования и гипотезирования.

Вместе с тем, как будет показано в следующем разделе, изучение бюджетов времени в условиях плановой экономики естественно ориентировано на обеспечение обратной связи: от достигнутого состояния к его изменению путем государственного регулирования. Особенности изучения бюджетов времени в марксистской традиции

Эти особенности можно суммировать следующим образом:

  1. Все виды деятельности различных социальных групп населения, их продолжительность определяются не самопроизвольно индивидами, но прежде всего их социально-экономическими потребностями, складывающимися при определенных условиях труда, быта и отдыха и при данном уровне развития производительных сил и характере производственных отношений. Потребности проявляются в интересах, а последние реализуются в реальном поведении людей, в соответствующих видах деятельности, их частоте, продолжительности, месте осуществления и т.д.
  2. Все группы видов деятельности взаимосвязаны и в определенной степени взаимообусловлены. Поэтому при изучении той или иной области жизнедеятельности социальной группы (например, домашнего труда, свободного времени) необходимо определить ее место в общей системе повседневной деятельности. Это важнейший методологический принцип, применяемый в исследованиях бюджетов времени и отличающий их от внебюджетных» исследований деятельности. Последние (например, социология свободного времени) нередко изучают тот или иной вид деятельности, как самостоятельное явление вне связи с другими.
  3. Как отдельные группы видов деятельности взаимосвязаны между собой, так и виды деятельности (в том числе их продолжительность) в социоэкономическом или демографическом разрезе данной территории (города, области, страны) также взаимосвязаны и взаимообусловлены, представляя единую систему. Это предполагает системный подход к изучению использования времени, разработку и анализ баланса совокупного фонда времени всего населения некоторого региона.
  4. Время — одна из форм богатства человека, социальной группы и общества. Оно распределяется и потребляется (используется) в соответствии с достигнутым уровнем развития производительных сил и характером производственных (т. е. социальных) отношений. Временное пространство — необходимое условие осуществления всей совокупности деятельности людей, удовлетворения их общественных и личных потребностей. В связи с этим время, как любая другая форма богатства, требует учета (изучения) и контроля за его распределением и расходованием (использованием).
  5. Все важнейшие социально-экономические изменения, происходящие в обществе, в структуре занятости населения или условиях жизни отдельных социальных групп отражаются на реальном поведении людей и использовании ими бюджета времени в целом или отдельных его частей.
  6. Вместе с тем, более глубокое понимание реального поведения людей и использования ими своего времени требует применения наряду с объективными показателями (продолжительность, структура, частота и др.) показателей и оценок субъективного характера — особенности ценностных ориентаций, отношения к тем или иным видам деятельности (оплачиваемый труд, домашняя работа, занятия в свободное время и др.), удовлетворенность условиями и результатом осуществления изучаемых видов занятий и др.
  7. Использование времени в обществе осуществляется в соответствии с законом экономии времени, частная форма которого — открытый К. Марксом закон экономии рабочего времени. Научно-технический прогресс ведет к тому, что не только производительный труд, но и другие виды деятельности требуют меньших по продолжительности затрат времени, вследствие чего растет их социально-экономическая эффективность, обогащается комплекс видов деятельности в свободное время (напомним, что, согласно Марксу, именно расширение рамок свободного времени составляло подлинное богатство общества).
  8. Важнейшие составные части суточного и годового бюджетов времени — рабочее, свободное и др. — имеют относительно самостоятельное значение. Однако, по существу, время выражает пространство и меру человеческой деятельности. Так, под рабочим временем подразумевается труд определенной продолжительности. То же самое можно сказать и о других видах и формах человеческой деятельности, каждым из которых присущи особые социально-экономические свойства.

Отсюда вытекает другое методологическое положение: «вид деятельности» — первичное, а его продолжительность («затраты времени») — вторичное, и рассматривается в качестве одной из характеристик «вида» деятельности. Поэтому бюджет времени как объект исследования не отождествляется с анализом временных затрат как таковых.

При изучении бюджета времени исследуется реальное поведение (деятельность) социальных групп по показателям продолжительности конкретных видов деятельности, их частоте, структуре, продолжительности осуществления в определенном социальном пространстве, ритмичности или периодичности и т. д.

Бюджет времени — это распределение всего фонда времени суток (недели, месяца, года и т. д.) на различные виды деятельности, осуществляемые той или иной совокупностью людей.

Рассчитанный бюджет времени получает форму таблицы, в подлежащем которой приводится перечень видов деятельности, а в сказуемом — показатели затрат времени. Бюджет времени рассчитывается, как правило, на одного человека, в качестве представителя определенной социальной (или социодемографической) группы в среднем за день (сутки) или неделю (месяц, год).

Расчет за день осуществляется в зависимости от характера дня:

  • будний — предвыходной — выходной;
  • рабочий — нерабочий;
  • редний день недели, средний день года и т. д.

Вид деятельности — исследуемая единица совокупной деятельности человека, связанная с удовлетворением специфических потребностей (например: чтение, просмотр телепередач, шитье, вязанье, сон и т. д.). При изучении бюджетов времени выделяют до 100, 300 и более единиц классификации видов деятельности.

Помимо указанных используются другие специализированные понятия, как то: баланс времени, рабочее и внерабочее время, группы видов деятельности, основные («первичные») и одновременные («вторичные») виды деятельности, типология времяпрепровождения, затраты времени — эластичность затрат времени, интенсивность деятельности, потери времени, резервы времени.

Наконец, в последние годы исследования бюджетов времени дополняются анализом субъективного отношения к фиксируемым видам деятельности и удовлетворенности использованием своего времени (фактического в сравнении с желаемым) в целом или по группам видов деятельности.

Методика изучения использования бюджетов времени в СССР и в России с 20-х гг. по настоящее время, естественно, претерпела определенные изменения. В 1920-30-х гг. запись данных о видах деятельности и их продолжительности проводилась путем опросов за обычный, средний день.

Начиная с 1960-х гг. исследователи стали прибегать к дневниковым записям: самофотографии или саморегистрации данных обследуемыми. Респонденту предлагается бланк, в котором он, начиная с 0 часов, с точностью до одной минуты, записывает периодически в течение текущих суток все осуществленные им виды деятельности.

Каждый респондент получает инструкцию, в которой предложен примерный перечень возможных видов деятельности, и бланк для записи видов деятельности. Бланк данных содержит: общие сведения об опрашиваемом, семье, жилищных условиях, социальном положении, о дне, за который осуществляется запись данных.

родолжительность записи данных об использовании времени также претерпела изменения. В начале 1960-х гг. осуществлялись записи за 7 дней недели, позднее за 3 дня (будний, предвыходной и выходной дни), или 2 дня (рабочий и нерабочий дни), а сейчас, как правило, за один день недели так, чтобы в выборке обследуемой совокупности были пропорционально представлены все дни недели.

Если первоначально фиксировалось сравнительно небольшое число видов деятельности, то в 1963 г. в соответствии с методикой Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Академии наук СССР стало учитываться до 137 видов деятельности.

Интересно
В настоящее время фиксируется до 300-400 занятий, сводимых к 100 видам деятельности, принятых в сравнительном международном исследовании бюджетов времени городского населения 1963—71 гг., разработанной при нашем участии и под руководством профессора А. Салаи (Венгрия).

По этой методике значительно увеличилось и число показателей времени, рассчитываемых при обработке данных: продолжительность видов деятельности в среднем на одного обследованного и на участвующего в их осуществлении; удельный вес участвующих в осуществлении того или иного вида деятельности; продолжительность пребывания в различных местах и с различными лицами и др.

С начала 1970-х гг. в наших исследованиях, а также в исследованиях Института экономики и организации промышленного производства СО АН СССР (В. А. Артемов) респонденту наряду с дневником для записи данных о видах деятельности стал вручаться и вопросник. Он предназначен для выявления субъективных оценок по поводу условий использования рабочего и внерабочего времени (быт и свободное время), удовлетворенности ими и т. д. В развитии исследований бюджетов времени можно выделить несколько этапов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)