Богатство и разнообразие методических идей в трудах выдающихся представителей лингвистической и методической наук

В начале XX в. усилилась научно-лингвистическая направленность в методике русского языка. В ее развитии принимали участие крупнейшие лингвисты – Ф.Ф.Фортунатов, выступивший в 1903 г. с речью «О преподавании грамматики русского языка в средней школе», А.А.Шахматов – один из организаторов съездов преподавателей русского языка в 1904-1917 г., Д.Н.Овсянико-Куликовский – автор учебников русского языка 1907-1912 гг.

Эта традиция связи лингвистической науки с методикой получила развитие в последующий период: Л.В.Щерба, Д.Н.Ушаков, В.И.Чернышев, А.М.Пешковский, А.Н.Гвоздев, Е.С.Истрина, С.И.Абакумов, В.В.Виноградов, С.Г.Бархударов и другие активно участвуют в развитии методики как науки, в создании программ, учебников и пособий.

Один из наиболее ярких примеров – методическая деятельность А.М.Пешковского. Его крупнейший лингвистический труд «Русский синтаксис в научном освещении», вызвавший горячие споры, был задуман как учебник для средней школы. Книга А.М.Пешковского «Школьная и научная грамматика» (1914) – попытка устранить разрыв между наукой о языке и его школьным изучением.

А.М.Пешковский отстаивал самостоятельное образовательное и развивающее значение курса грамматики, критиковал сложившееся в школе положение, когда грамматика стала «служанкой орфографии». Он работал над школьным минимумом языковой теории, создал учебник «Наш язык», реализовав в нем принцип наблюдений над языком, требовавший высокого уровня познавательной самостоятельности учащихся.

А.М.Пешковский боролся за научность методики, за эксперимент в школе, против догматизма, шаблона, за высокий уровень языковой и методической подготовки учителя.

Интересно
Академик Л.В.Щерба – лингвист и методист – искал ответы на вопросы: является ли методика наукой или искусством? Чем руководствоваться при выборе метода обучения? Как происходит усвоение языка в условиях билингвизма? Как развивать аудирование родной речи? Он первым понял необходимость применения теории речи в школьной методике: различая в языке речевую деятельность (говорение, аудирование, письмо, чтение), языковой материал (совокупность всего говоримого и написанного) и систему языка, он сделал попытку положить это разграничение в основу методики обучения. Много внимания уделял методике орфографии – острейшему вопросу в школе 20-х гг., который не утратил своей остроты и сегодня.

Методические решения опираются не только на особенности изучаемого языкового материала, но и на познанные закономерности процессов овладения языком. Наиболее значительные труды в этой области принадлежат А.Н.Гвоздеву: он с исключительной точностью показал, как происходит усвоение звуковой стороны русского языка, его грамматики на разных возрастных ступенях; его книга «Вопросы изучения детской речи» используется всеми методистами-исследователями.

В 1933 г. вышел первый стабильный учебник А.П.Шапиро «Грамматика русского языка». Но для учащихся V-VII классов этот учебник представлял большие трудности, и поэтому позднее его заменил новый стабильный учебник проф. С.Г.Бархударова под названием «Грамматика русского языка» (1938), различные модификации которого использовались в школе вплоть до конца прошлого века.

На развитие методики русского языка и совершенствование его преподавания в сороковых годах ХХ столетия большое влияние оказали фундаментальные труды видных лингвистов В.В.Виноградова, Р.И.Аванесова, А.Н.Гвоздева.

Проблемы обучения русскому языку в условиях диалектов, диалектного языкового окружения исследовал А.В.Текучев (1903-1987). Он создал также методику языкового анализа, работал в области определения содержания языкового образования, предложил орфографический и пунктуационный минимум для средней школы, разрабатывал общие вопросы методики русского языка как науки, изучал ее историю.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)