Богатство и разнообразие методических идей в трудах выдающихся представителей лингвистической и методической наук
В начале XX в. усилилась научно-лингвистическая направленность в методике русского языка. В ее развитии принимали участие крупнейшие лингвисты – Ф.Ф.Фортунатов, выступивший в 1903 г. с речью «О преподавании грамматики русского языка в средней школе», А.А.Шахматов – один из организаторов съездов преподавателей русского языка в 1904-1917 г., Д.Н.Овсянико-Куликовский – автор учебников русского языка 1907-1912 гг.
Эта традиция связи лингвистической науки с методикой получила развитие в последующий период: Л.В.Щерба, Д.Н.Ушаков, В.И.Чернышев, А.М.Пешковский, А.Н.Гвоздев, Е.С.Истрина, С.И.Абакумов, В.В.Виноградов, С.Г.Бархударов и другие активно участвуют в развитии методики как науки, в создании программ, учебников и пособий.
А.М.Пешковский отстаивал самостоятельное образовательное и развивающее значение курса грамматики, критиковал сложившееся в школе положение, когда грамматика стала «служанкой орфографии». Он работал над школьным минимумом языковой теории, создал учебник «Наш язык», реализовав в нем принцип наблюдений над языком, требовавший высокого уровня познавательной самостоятельности учащихся.
А.М.Пешковский боролся за научность методики, за эксперимент в школе, против догматизма, шаблона, за высокий уровень языковой и методической подготовки учителя.
Методические решения опираются не только на особенности изучаемого языкового материала, но и на познанные закономерности процессов овладения языком. Наиболее значительные труды в этой области принадлежат А.Н.Гвоздеву: он с исключительной точностью показал, как происходит усвоение звуковой стороны русского языка, его грамматики на разных возрастных ступенях; его книга «Вопросы изучения детской речи» используется всеми методистами-исследователями.
На развитие методики русского языка и совершенствование его преподавания в сороковых годах ХХ столетия большое влияние оказали фундаментальные труды видных лингвистов В.В.Виноградова, Р.И.Аванесова, А.Н.Гвоздева.
Проблемы обучения русскому языку в условиях диалектов, диалектного языкового окружения исследовал А.В.Текучев (1903-1987). Он создал также методику языкового анализа, работал в области определения содержания языкового образования, предложил орфографический и пунктуационный минимум для средней школы, разрабатывал общие вопросы методики русского языка как науки, изучал ее историю.
- Виды упражнений по фонетике
- Значение фонетико-орфоэпической работы
- Содержание и методические принципы обучения фонетике
- Урок как основная форма организации
- Классификация методов и приемов обучения русскому языку
- Понятие о методах и приемах обучения
- Основные методы научного исследования в методике русского языка
- Связь методики со смежными дисциплинами
- Предмет и задачи методики преподавания русского языка
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу