Барьер социального взаимодействия

Конфликт, возникающий в процессе социального взаимодей­ствия, — всегда межличностный конфликт, представляющий собой производное от психического состояния человека, поведения конфлик­тующих людей и ситуации, в которой они находятся.

Под ситуацией подразумевается комплекс переменных: вид деятель­ности конфликтующих людей, их взаимосвязь и взаимозависимость, влияние окружающей среды, место, время и средства общения, ресурсы для деятельности и удовлетворения различных потребностей, воз­можности выбора вариантов решения или их отсутствие.

Чтобы изучить психические процессы межличностных конфликтов, необходимо установить их связь с ценностными ориентациями, с ха­рактером принятых ролей, психических образований и состояний личностей в их динамике соответственно трехфазной природе общения, раскрыть социальное мотивационное содержание деятельности, опре­деляющее особенности и направленность конфликтов.

В ряду всевозможных видов взаимодействия между людьми конф­ликт может предварять остальные, быть переходным моментом в раз­витии или заканчивать, прерывать все связи.

Разрушая одно, конф­ликт дает дорогу другому. Он неизбежно несет с собой потери, но Одновременно открывает возможности для отказа от устаревшего, для Созидания нового.

Обратимся к конфликтам во взаимоотношениях людей. Возможны как минимум семь вариантов взаимоотношений по знаку направленно­сти: взаимно-положительные; взаимно-отрицательные; односторонне Положительно-отрицательные; односторонне противоречиво-положительные; односторонне противоречиво-отрицательные; взаимно-противоречивые; обезличенные, или взаимно-безразличные.

Первый вариант. Активность лиц, чьи отношения взаимно-поло­жительные, усиливается благодаря стремлению к достижению взаи­моприемлемой, согласованной цели и ценности, обмену нужной инфор­мацией, взаимно стимулирующими стеническими эмоциями.

Конфликты исключены, но противоречия возможны. Более того, оптимальными такие взаимоотношения могут быть тогда, когда оба партнера в чем- либо разнятся настолько, что могут взаимно дополнять, обогащать и стимулировать выбор альтернатив, тем самым развивая активность каж­дого.

Однако ввиду изменчивости самих личностей, их отношений, по­требностей неизбежны разногласия, столкновения интересов, предпо­чтений.

Второй вариант. Взаимно-отрицательные отношения заключа­ют в себе межличностный конфликт. Эмоциональный компонент взаи­моотношений конфликтующих деструктивен.

Ненависть ослепляет, ограничивает мыслительную активность, закрепляет стереотипы, пред­рассудки. Вместе с тем определенность отношений концентрирует ак­тивность человека.

Два первых варианта взаимоотношений устойчивы, определенны, однозначны.

Третий вариант — односторонне положительно-отрицатель­ное взаимоотношение, хотя и определенно, но неустойчиво, так как исключает взаимность симпатий или антипатий, асимметрично, вы­зывает когнитивный диссонанс, то есть внутриличностное противо­речие между различными отношениями, ценностями, представления­ми о согласованности между поведением окружающих и своим, о сходности ценностных ориентаций у союзников и различии их у про­тивников.

Тот, кто отрицательно относится к другому человеку, ско­рее склонен ожидать подобного отношения с его стороны, по крайней мере приписывать, проецировать его.

Поведение здесь может быть неадекватным или породить такую же реакцию при конверсии отно­шения, то есть превращение положительного отношения в отрицатель­ное.

Тот, кто положительно относится к партнеру по общению, мо­жет быть фрустрирован неожиданным для него негативным обращением со стороны другого, обижен, вынужден выяснить взаи­моотношения, отвлечься от намеченной цели контактов, возможно, изменить свое отношение и ответить тем же.

Требуются определен­ные усилия, чтобы преодолеть инерцию своего отношения и отноше­ния противоположной стороны. Внутриличностный конфликт грозит перерасти в межличностный.

Необходимы высокая культура комму­никативного поведения, развитость эмпатии, чтобы устранить воз­можность конфликта, найти общий язык.

В четвертом варианте односторонне противоречиво-положи­тельных взаимоотношений один противоречиво относится к другому (колеблется между симпатией и антипатией по отношению к различ­ным его качествам, поступкам), а второй относится положительно к первому.

Уже до контакта, взаимодействия первый несет в своем со­знании, переживании амбивалентный внутриличностный конфликт, предпосылку, по терминологии К. Левина, межличностного конфлик­та.

Внешне в общении скорее преобладают взаимно-приемлемая ак­тивность, согласие, так как есть психологическая основа для сотрудни­чества, но это взаимодействие имеет тенденцию ограничиваться отдельной, например профессиональной, сферой, где обнаруживаются взаимное расположение, симпатия, общие ценности и взаимозависи­мости.

Однако если вернуться к их внутреннему состоянию, то тот, кто настроен только положительно, не помнит зла, не строит коварных пла­нов на будущее, имеет высокую активность и тонус.

Партнер, облада­ющий противоречивым, внутриконфликтным отношением к другому, неустойчив, неопределенен, скован, осторожен в своем поведении. Его активность менее эффективна уже потому, что приходится тратить энер­гию на преодоление внутренних колебаний.

Побеждает тот, чье отно­шение к другому доминирует в процессе совместной деятельности, под­крепляется общими успехами, удовлетворенностью общения или противоположными результатами и переносится на другие ситуации, сферы взаимодействия, то есть тот, кто инициативен в поисках даль­нейшего сближения интересов, позиций.

В пятом варианте односторонне противоречиво-отрицательных взаимоотношений один противоречиво относится ко второму, а вто­рой — отрицательно к первому. У первого отношение не определилось, Происходит внутренний амбивалентный конфликт.

Он не исключает Моментов согласия, общей конструктивной деятельности. Второй ее Исключает. Взаимоотношения склоняются к межличностному конфликту В большей степени, чем при четвертом варианте.

Колебания первого Могут восприниматься вторым как признаки его слабости, неуверенно­сти в себе, непринципиальное. Ему потребуется очень много усилий, чтобы переубедить первого, изменить его понимание своей позиции, предложить свою платформу сближения.

Шестой вариант — взаимно-противоречивые отношения — приводит к деструктивной, дезориентированной, неопределенной ак­тивности каждого партнера взаимодействия.

Их взаимоотношения не­устойчивы, совместная деятельность неэффективна, велика зависимость от внешнего влияния.

В таких случаях люди предпочитают избегать контактов, ограничиваются эпизодическими, краткосрочными общими делами, придерживаются официальных, стандартизованных норм и правил поведения и обращения в рамках предписанных ролей, прав и обязанностей.

Седьмой вариант — обезличенное, взаимно-обезличенное, вза­имно-«нулевое» отношение. Условно оно так обозначено, потому что имеется в виду внеличностное, не субъектно-объектное, а объектно­объектное отношение.

Каждый воспринимается другим не как личность, индивидуальность, а лишь как носитель каких-то определенных функ­ций, средство для достижения своих личных или иных целей или как помеха на пути к ним.

В каких-то ситуациях такие взаимоотношения оправданы, особенно в условиях массового общения, поточного, техно­логически обусловленного взаимодействия людей, например взаимо­действия пешеходов и водителей транспорта, покупателей и продав­цов.

Это недопустимо в ситуациях «пациент — врач», «учитель — ученик», «ребенок — родитель», «судья — подсудимый» ит. п.

Даже в ситуации «пешеход — водитель» или «пешеход — милиционер» не исключается индивидуальный подход к пешеходу (инвалиду, ребенку, человеку с вещами и т. д.).

Равнодушное, безразличное, «нулевое» от­ношение к личности другого сопоставимо с бюрократизмом, местниче­ством, формализмом, инфантильностью и т. п.

Такое отношение вы­зывает или полную апатию, или эмоциональный всплеск, диффузную агрессию на всех, крайнюю форму самоутверждения, отстаивания сво­его «Я» порой любым способом. Оно может привести к антагонисти­ческому конфликту.

Социальные конфликты (классовые, национальные, религиозные, военные и др.) приобретают форму межличностных конфликтов, когда личность, группа идентифицирует класс, нацию, партию и т. д. с конк­ретной личностью или группой.

Объективные силы, враждебные инте­ресам данных субъектов, персонифицируются, олицетворяются в кон­кретном лидере, представителе общности, организации, в реальной группе лиц.

Происходит проекция негативного отношения, стереотип­ных представлений о враге на конкретного человека, игнорируется его индивидуальность, включаются психологические механизмы защиты, самооправдания своих поступков и огульного обвинения воображаемо­го и реального противника.

В свою очередь, конкретное лицо, лидер, известная личность, олицетворяя определенные общественные силы и интересы, привносит в обобщенный, типичный образ врага свои инди­видуальные особенности, оживляя его.

Начинает действовать эффект внешнего сходства, нередко приводящий к необоснованным обобще­ниям и категоричным оценкам, закрепляя социально-психологический стереотип противника. Явление, форма, внешнее отождествляются с сущностью, внутренним содержанием.

Между ними устанавливается жесткая однозначная и неизменная обобщенная связь. Только совмест­ное сотрудничество, хотя бы в нейтральной области деятельности, куль­тура общения, поиск согласия в чем-либо, конструктивная активность с обеих сторон, непредвзятость позволяют предотвратить и оптималь­но разрешить социальный и межличностный конфликты.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)