Барьер социального восприятия

Восприятие одного и того же явления различными людьми может быть совершенно разным, такое несоответствие — следствие самых разнообразных социально-психологических факторов.

Любой конфликт между людьми становится социально-психологи­ческим, если:

-противоречия, предмет и причина противоборства имеют соци­альное значение, затрагивают ценности как минимум двух взаи­мосвязанных лиц, групп;

-эти противоречия и противоположные тенденции приобретают личностный смысл и форму межличностных или межгрупповых взаимоотношений;

-источники ценностей, угроза их уничтожения идентифицируют­ся с конкретными субъектами, воспринимаемыми как обобщен­ный гипертрофированный «образ врага»;

-субъективные и объективные факторы конфликтов взаимно пре­образуются: намерения объективируются в делах, а последние отражаются, переживаются и оцениваются человеком;

-поведение и помыслы одного, демонстрируемые или скрываемые, предполагаемые, понимаются другим как враждебные, агрессивные;

-конфликтующие стороны активны настолько, что способны от­стаивать свои жизненные интересы, позиции, добиваясь личностно и социально значимых целей. Для соактивных людей в кон­фликтах характерны категоричность и безальтернативность оценок, суждений, переориентация идей, ценностей и причин бед, угроз.

В социально-психологическом конфликте актуализируются и до­минируют роли, провоцируемые конфликтной ситуацией и обуслов­ленные личностными, групповыми особенностями противников. Идет борьба за позиции, обеспечивающие преимущества за счет других, за равенство или уничтожение всяких привилегий.

Своеобразным психологическим барьером на пути беспрепятствен­ного общения может явиться механизм идентификации, действующий в ситуации межличностного восприятия.

Но поскольку духовное бо­гатство, своеобразие и специфичность каждой личности имеют тенден­цию к постоянному развитию и усложнению, поскольку ни одна лич­ность со всей своей неповторимостью и уникальностью не может быть уподоблена во всем своем многообразии другой личности, столь же неповторимой и уникальной; идентификация, осуществляемая через упо­добление, из эффективного в прошлом средства превращается в шаб­лон, тормоз, психологический барьер межличностного общения.

Другим социально-психологическим механизмом восприятия чело­века человеком является механизм стереотипизации, идеализации, про­ецирования, действующий, как правило, в ситуации непосредственного межличностного общения, где может сыграть двоякую роль.

Так, не­верно составленное первое впечатление о партнере по общению может способствовать актуализации неадекватного эталона или стереотипа восприятия, в результате чего возникают так называемые «барьеры стереотипизации» и коммуникативный процесс с самого начала оказы­вается затрудненным.

Следовательно, невозможность достижения взаимного понимания между участниками общения, являясь одной из причин возникновения коммуникативных затруднений, обусловлена отсутствием таких фак­торов: адекватного образа партнера; адекватной ориентировки в собе­седнике; способности принятия роли партнера по общению; способнос­ти моделирования внутреннего мира личности на основе внешних признаков; способности к интракоммуникации, овладению ее механиз­мами; способности к пониманию мотивов поведения партнера; психо­логической совместимости коммуникантов; общности ситуационного контекста.

Неуверенность в себе вызывает чувства тревоги, опасения или стра­ха, которые искажают процессы восприятия и понимания ситуации, среды, людей («У страха глаза велики»), актуализируют стереотипы, предрассудки, усиливают инерционные, застойные явления в психике, благоприятствуют формированию образа врага, злодея, нечистой силы, иные фантастические фигуры — объекты конфликта.

Социально-психологическая оценка предполагает наличие некото­рых доминант:

  • приобрести, усвоить то, чего ему недостает, но есть у других, — завидные качества, способность помочь — компенсирующая доминанта;
  • найти себе подобных, усилить свое самоутверждение общнос­тью качеств с другими, сильных или слабых — проецирующая доминанта;
  • воздействовать на окружающих, делая других не по себе, а по тому идеалу, эталону, к которому сам стремится, — сотворче- ская доминанта.

На отношении к людям сказывается вся система ценностей, внутри которой выделяется главное, ведущее, что становится всеподчиняющей потребностью, страстью: быть или иметь, корысть или бескорыстие.

У каждого человека в силу индивидуальных врожденных и приоб­ретенных свойств, характеристик высшей нервной деятельности суще­ствуют свои особенности (параметры) внимания: та или иная степень его интенсивности (сосредоточенности), переключаемости (с объекта на объект), направленности (вовне или на себя, на собственные мыс­ли), распределения (возможность одновременно следить за несколь­кими объектами) и др.

В зависимости от того, какие параметры нарушены, можно выде­лить три физиологические причины невнимательности, которые очень часто лежат в основе множества конфликтов, возникших в результате Действия барьера социальной перцепции.

Первая причина заключается в чрезмерно легкой непроизвольной переключав мости, малой устойчивости и низкой интенсивности внима­ния.

Это свойственно детям в возрасте до шести лет, а также уставшим •’чодям. В беседе с такими людьми не следует злоупотреблять ИХ терпе­нием и рассчитывать на их длительную сосредоточенность.

Вторая причина, напротив, кроется в высокой интенсивности, труд­ной переключаемости и высокой устойчивости внимания, которые ха­рактерны для «рассеянного ученого», сосредоточенного на своих мыс­лях.

У такого человека часто возникает специфическое выражение лица: взгляд становится неподвижным, невидящим, устремленным вдаль, «сквозь собеседника», что, естественно, обижает последнего.

Этот ме­ханизм действует и при врожденной малоподвижности, «вязкости» нервных процессов. В разговоре с такими людьми важно следить за выражением их лица.

Третья причина невнимательности заключается в слабой интенсив­ности и плохой переключаемое™ внимания. Типичным примером мо­жет служить так называемая старческая рассеянность, развивающаяся вследствие атеросклероза сосудов головного мозга.

При длительной беседе с человеком преклонного возраста иногда необходимо прило­жить определенные усилия, чтобы удержать его внимание в нужном русле, отвлечь от предыдущего вопроса и направить на следующий.

Соревнование, соперничество, конкуренция, конфликт — тесно со­прикасающиеся, сопряженные явления соактивности людей. Общее свойство, присущее соперничеству, конкуренции и конфликту, заклю­чено в противоборстве сторон.

Наиболее острый конфликт, когда активность человека возраста­ет максимально, — это соперничество, которое возникает в ситуаци­ях общения и взаимодействия, затрагивающих доминантные ценно­сти, отношения, которые полнее всего совпадают с исполняемыми ролями.

Элементы игры сводятся к минимуму или к нулю, и тогда обнаруживается подлинная сущность человека, его самые заветные чаяния. Крайнее выражение враждебных отношений выявляется в драках, военных действиях, различных формах насилия над людьми.

Отрицательные эмоции тормозят разум, возбуждают инстинкты, тре­бующие разрушительной, агрессивной разрядки напряженности, ограничивающие поле восприятия действительности и регуляцию по­ведения.

Ненависть — чувство, адресуемое обычно людям, отдель­ным лицам или группам. Оно может возникать спонтанно или воспи­тываться, внушаться, быть безотчетным или осознанным. Объекты ненависти — антиценность, подлежащая уничтожению, изоляции. Это чувство активно и вызывает или сопровождает конфликты.

Не­нависть, воспитанная на мотивах, интересах, несущих какие-то цен­ности, например ненависть к убийцам, насильникам, иноверцам, чу­жеземцам, к другому классу, нации, агрессорам, поощряется в раз­личных группах, морально обосновывает конфликты, противоборства, войну, убийства, психически защищая личности от угрызений совес­ти помогает оправдывать бесчеловечные поступки.

Ближе к соперничеству — конкуренция, то есть борьба за дости­жение лучших результатов в торговле и промыслах, соискательство, конкурс на награду, место, звание, проект и т. п. Конкуренция движи­ма мотивами личного или группового первенства, преимущества, выго­ды. В системе ценностей конкурирующих всегда есть то, что ценно не только самим соперникам, но и другим лицам, обществу.

Как правило, конкуренция предполагает устремленность к обще­признанной, неделимой ценности.

Доминанта на эгоистическом мотиве в конкуренции выражается в виде секрета, тайны, обеспечивающей преимущества, победу над соперниками, а также в попытках дезин­формировать, обмануть их, применить недозволенные приемы, спосо­бы достижения своих корыстных целей, вплоть до шпионажа и войны.

Неслучайно огромное значение придается моральным ценностям. Вза­имные доверие, обязательность, ответственность, верность слову, стро­гое соблюдение договорных обязательств, правил поведения — непре­менное условие согласия, контакта, честного противоборства.

Нарушая общепринятые принципы, нормы, люди неизбежно «переходят на лич­ности» и возникает конфликт.

Взаимодействие двух сотрудников или соперников, конкурентов всегда опосредуется «третьим» — реальным или мыслимым лицом.

«Третий» субъект общения — это руководитель или эксперт, судья или заказчик, спонсор или болельщик, авторитет личности или власти, то есть референтное для конфликтующих сторон лицо.

Таковыми мо­гут быть идеальный образец, эталон члена группы, общества; соответ­ствующие нормы, правила, принципы, язык, моральные ценности, стиль поведения.

Формальные средства общения оказываются такими же существенными участниками коммуникативного процесса, как и сами люди, а потому диалог становится слишком узкой моделью общения.

«Третий» собеседник выполняет также и функцию контроля, регу­ляции силы, сдерживающей от аморальных поступков, деструктивных Действий. Конфликт наступает, когда люди теряют чувство меры, са­моконтроль и ответственность, замыкаются в себе.

Чтобы достичь желаемого, в ход идут любые способы и средства. Более того, на высшей стадии конфликта стремление подавить, подчинить, унизить, нанести самый болезненный удар или даже уничтожить противника становится самоцелью, доминантой активности конфликтующих. Психологический негативизм превращается в антагонизм.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)