Автоматика, телемеханика и связь

Движение поездов и маневровая работа по обслуживанию производственного процесса осуществляются на предприятиях в условиях непрерывно меняющейся обстановки.

В связи с этим в процессе управления перевозками возникает необходимость оперативной подачи на расстояние различных извещений и приказов станционным работникам, составительским бригадам и другим работникам, связанным с движением поездов, о разрешении или запрещения движения или производстве маневров, подаче и уборке вагонов. С этой целью применяют железнодорожную сигнализацию. Станции оборудуются устройствами централизации для управления всеми стрелками и сигналами из одного пункта.

Устройства путевой блокировки применяют для регулирования движения поездов на перегонах с разграничением их по условиям безопасности, а также на станциях, где концентрируется маневровая работа и необходимо обеспечение повышенных мер безопасности.

Поэтому важнейшей группой всего комплекса устройств автоматики и телемеханики промышленного железнодорожного транспорта являются устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ). Все устройства СЦБ
подразделяются на две группы: устройства СЦБ на перегонах и устройства СЦБ на станциях.

Интересно
Сигнализация служит для обеспечения безопасности движения, а также для четкого регулирования движения поездов и маневровой работы. Сигналом называется условный видимый или звуковой знак, при помощи которого подается определенный приказ. Видимые сигналы выражаются цветом, формой, положением и числом сигнальных показаний. Звуковые сигналы различаются числом и сочетанием звуков различной продолжительности, подаваемых локомотивами, ручными свист-ками, колоколами и т.д.

В качестве основных постоянных сигналов применяют светофоры, сигнализирующие днем и ночью цветом одного или нескольких огней. В зависимости от назначения применяют светофоры: входные, ограждающие станции со стороны прилегающих перегонов и предназначенные для разрешения или запрещения поезду следовать на станцию; выходные, ограждающие станционные пути и служащие для разрешения или запрещения поезду отправляться на перегон; проходные, расположенные на перегоне и разрешающие или запрещающие поезду проследовать на ограждаемые ими участки. Входные светофоры устанавливают от первого входного стрелочного перевода на расстоянии не менее 50 м. Выходные светофоры устанавливают у каждого отправочного пути перед местом остановки локомотива.

Основными сигнальными цветами на транспорте являются:

  • красный – сигнал остановки;
  • желтый – разрешающий движение со сниженной скоростью;
  • зеленый – разрешающий движение с установленной скоростью.

В качестве дополнительных к основным применяют и другие сигнальные цвета: синий – запрещающий движение состава при маневровых работах; лунно-белый – разрешающий движение при производстве маневров.

Устройства СЦБ на станциях служат для управления стрелками и сигналами и обеспечения таких взаимных зависимостей, которые исключают открытие сигнала при неправильно установленных или незапертых стрелках, а при открытом сигнале
не допускают перевод тех стрелок, по которым пропускают поезд.

Маршруты готовят с помощью станционных устройств СЦБ, которые подразделяются на две группы. К первой группе относится ручное управление стрелками и сигналами при ключевой зависимости стрелок и сигналов и маршрутно-контрольных устройствах.

Вторую группу составляет механическая централизация стрелок и сигналов, станционная блокировка, электрическая централизация стрелок и сигналов (ЭЦ), диспетчерская централизация (ДЦ).

Для передачи данных об эксплуатационной обстановке, а также для учеты выполненной работы, расчета и анализа показателей работы железнодорожного транспорта применяются компьютерные информационные системы. На всех дорогах (подразделениях магистрального железнодорожного транспорта) и на промышленном железнодорожном транспорте существуют информационно-вычислительные центры.

Главный информационно-вычислительный центр МПС находится в Москве. Создаются центры управления перевозками (ЦУП), в крупных транспортных узлах – автоматизированные диспетчерские центры управления (АДЦУ) перевозочным процессом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)