Антимонопольный комплаенс

Новым для России методом антимонопольного регулирования является антимонопольный комплаенс, который представляет собой систему управления рисками нарушения антимонопольного законодательства.

Антимонопольный комплаенс – это система правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения.

Правительством РФ было принято решение о создании в исполнительных органах государственной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства – антимонопольного комплаенса. В октябре 2018 г. распоряжением Правительства РФ № 2258-р были утверждены методические рекомендации по созданию федеральными органами исполнительной власти антимонопольного комплаенса.

Необходимость внедрения этой системы вызвана тем, что ежегодно, по данным ФАС РФ, более трети от общего числа нарушений антимонопольного законодательства совершается органами власти: в 2017г. из 3534 нарушений 1260 было совершено органами власти (35,7%), в 2018г. – 1092 нарушения из 3223 (33,9%).

В некоторых регионах органы власти совершают больше нарушений, чем хозяйствующие субъекты. Нарушения касаются создания преимущественных или, напротив, дискриминационных условий деятельности для хозяйствующих субъектов на товарном рынке, создания неравных условий доступа к государственному и муниципальному имуществу, несоблюдения конкурсных принципов отбора хозяйствующих субъектов при размещении государственных и муниципальных заказов.

Системы антимонольного комплаенса в органах власти включает:

  • выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства органом власти: анализ совершенных за предшествующие 3 года нарушений, анализ нормативных правовых актов (в т.ч. их проектов), анализ практики применения антимонопольного законодательства;
  • управление рисками нарушения антимонопольного законодательства: разработка и реализация мер по снижению рисков и оценка эффективности этих мер;
  • контроль за соответствием деятельности органа власти требованиям антимонопольного законодательства;
  • оценку эффективности антимонопольного комплаенса.

Для оценки эффективности антимонопольного комплаенса разработана методика, которая предусматривает расчет трех ключевых показателей эффективности:

  • коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства (по сравнению с 2017 годом);
  • доля проектов нормативных правовых актов, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства;
  • доля нормативных правовых актов, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства.

Ежегодно федеральный орган исполнительной власти должен готовить Доклад об антимонопольном комплаенсе, размещать его на своем сайте и направлять в ФАС РФ.

На сегодняшний день антимонопольный комплаенс широко внедряется в органах исполнительной власти всех уровней. ФАС России, являясь инициатором этого процесса, также его внедрила и выявила комплаенс-риски в своей деятельности, в числе которых:

  • нарушение сроков рассмотрения ходатайств и поступивших на согласование соглашений хозяйствующих субъектов;
  • нарушение сроков принятия решений по согласованию проектов предельных отпускных цен на лекарственные препараты;
  • согласование нормативных правовых актов других органов власти, положения которых привели или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарных рынках;
  • нарушения при закупках для хозяйственных нужд ФАС России.

Как видно, потребность в сокращении и предупреждении нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти велика. Выявление комплаенс-рисков, их снижение, управление этими рисками обеспечивается в рамках антимонопольного комплаенса.

Успешное развитие антимонопольного комплаенса в органах власти и, соответственно, повышение эффективности реализации государственных функций в области поддержки конкуренции, в значительной степени зависит от следующих положений:

  • усиление обратной связи органов власти с участниками регулируемых рынков в части оценки соответствия ведомственных нормативных правовых актов антимонопольному законодательству, предоставление реальной возможности направления замечаний от организаций и граждан на действующие акты и проекты актов, сбор, обобщение, обсуждение и учет поступивших замечаний;
  • повышение квалификации государственных гражданских служащих в области антимонопольного комплаенса и установление их ответственности за его нарушение;
  • оценка эффективности антимонопольного комплаенса, внедренного в органе власти, коллегиальным органом, в составе которого должны быть не только государственные служащие, но и представители общественности, научных, исследовательских, проектных, аналитических организаций, представители бизнеса и потребителей; – обеспечение открытости результатов внедрения антимонопольного комплаенса в органах власти за счет размещения в открытом доступе их отчетности по данному вопросу (в виде ежегодного доклада).

Для развития конкуренции важен системный подход, т.е. необходимо внедрение антимонопольного комплаенса не только в органах власти, но и в коммерческих организациях. Органы власти, в особенности ФАС России, должны поддерживать и поощрять стремление хозяйствующих субъектов к внедрению в своих организациях антимонопольного комплаенса и соблюдению действующего антимонопольного законодательства.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)