Политика государства в отношении естественных монополий

Важную роль в развитии экономики играет государственная политика в отраслях, относящихся к естественным монополиям.

Основные положения этой политики отражены в Федеральном законе от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях».

Естественная монополия представляет собой такое состояние рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В законе «О естественных монополиях» определены сферы деятельности субъектов естественных монополий, к которым относятся:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
  • услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
  • услуги по передаче электрической энергии;
  • услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
  • услуги по передаче тепловой энергии;
  • услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
  • захоронение радиоактивных отходов;
  • водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры;
  • ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

В процессе регулирования естественных монополий государство руководствуется следующими принципами:

  • достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий,
  • доступность реализуемого субъектами естественных монополий товара для потребителей,
  • эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

Методы регулирования включают ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня; определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, или установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Ценовое регулирование осуществляется с использованием следующих методов:

  • метод экономически обоснованных расходов,
  • метод обеспечения доходности инвестированного капитала,
  • метод индексации установленных тарифов,
  • метод сравнения аналогов,
  • метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

При применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации.

Интересно
При применении метода обеспечения доходности инвестированного капитала необходимая валовая выручка регулируемой организации устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования на основе значений долгосрочных параметров регулирования, определяемых органом регулирования. Метод используется при наличии инвестиционной программы. Валовая выручка определяется с учетом текущих расходов, средств, обеспечивающих возврат инвестированного капитала и средств, обеспечивающих получение дохода на инвестированный капитал.

Метод индексации установленных тарифов предусматривает, что необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

При регулировании тарифов с применением метода индексации тарифы устанавливаются на срок не менее 5-ти расчетных периодов регулирования или при первом применении – на срок не менее 3-х расчетных периодов регулирования.

Операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. При индексации применяется индекс потребительских цен, определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации.

Метод сравнения аналогов предполагает сбор и анализ показателей деятельности регулируемых организаций, осуществляющих аналогичный регулируемый вид деятельности, в целях определения коэффициентов, применяемых в формуле расчета уровня расходов. В водоснабжении, например, используются затраты аналогичных организаций, если протяженность сетей водоснабжения или водоотведения, эксплуатируемых регулируемой организацией, не превышает 10 % общей протяженности сетей либо составляет не более 10 километров.

Расчет долгосрочной цены (тарифа) методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки осуществляется на основании следующих долгосрочных параметров регулирования:

  • базовый размер инвестированного капитала; размер приведенного инвестированного капитала;
  • базовый уровень доходности долгосрочных государственных обязательств;
  • базовый уровень нормы доходности капитала, инвестированного в квалифицированный генерирующий объект возобновляемых источников энергии;
  • срок возврата инвестированного капитала.

На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета цен (тарифов), определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку производителя отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования, составляющего не менее 3 (трех) лет по решению регулирующего органа в области регулирования тарифов.

Органы государственного регулирования естественных монополий выполняют следующие функции:

  • формирование и ведение реестра субъектов естественных монополий;
  • определение методов регулирования, предусмотренных законодательством, применительно к конкретному субъекту естественных монополий;
  • контроль в пределах своей компетенции соблюдения требований законодательства о естественных монополиях;
  • внесение предложений по совершенствованию законодательства о естественных монополиях;
  • принятие решений по всем вопросам, касающимся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также применения предусмотренных законом методов регулирования.

В обязанности органов государственного регулирования естественных монополий входит обязанность сообщать через СМИ о принятых ими решениях: о введении, об изменении или о прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него, о применяемых методах регулирования деятельности субъектов естественных монополий и о конкретных показателях и требованиях, предъявляемых к ним; обязанность ежегодно публиковать доклад о своей деятельности, сообщать через СМИ обо всех случаях применения ответственности за нарушения законодательства о естественных монополиях.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)