Особенности антимонопольного регулирования экономики

Одной из важнейших функций государства в экономике является содействие развитию конкуренции. В Конституции РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст.8, п.1). Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст.34, п.2).

Указом Президента РФ «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» приоритетным направлением деятельности органов власти всех уровней провозглашено активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации.

Необходимость поддержки конкуренции обусловлена тем, что она является главным фактором, стимулирующим постоянное совершенствование бизнеса, эффективное распределение ресурсов, разнообразие товаров и возможностей удовлетворения запросов потребителей. Конкуренция стимулирует развитие новых технологий и поиск наиболее эффективных способов производства, приводит к повышению конкурентоспособности товаров, сбалансированности их качества и цены, расширению выбора для потребителя, поэтому государственная экономическая политика включает в себя как важнейшую часть антимонопольное регулирование.

Правовые основы антимонопольного регулирования составляют Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и иные нормативные правовые акты.

Целью антимонопольного регулирования является защита конкуренции, в т.ч. предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, недопущение ограничения или устранения конкуренции органами государственной власти и местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ. Антимонопольное регулирование является необходимым условием для эффективного функционирования рыночной экономики.

Конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке

Понятие конкуренции дается в федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Указанный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

  • монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
  • недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами государственной власти и местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и созда- ние условий для эффективного функционирования товарных рынков. Защита конкуренции предполагает недопущение недобросовестной конкуренции.

Недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Признаками недобросовестной конкуренции являются:

  • дискредитация, т.е. распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту или нанести ущерб его деловой репутации;
  • введение в заблуждение;
  • некорректное сравнение хозяйствующего субъекта или его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом или его товаром;
  • приобретение и использование исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг;
  • совершение хозяйствующим субъектом действий по продаже, обмену или иному введению в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности;
  • совершение хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот;
  • незаконное получение, использование или разглашение информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Монополистическая деятельность также пресекается государством, если ее осуществляет хозяйствующий субъект, не относящийся к субъектам естественных монополий.

Монополистическая деятельность – это злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Систематическое осуществление монополистической деятельности – осуществление хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, выявленное в установленном законом порядке более двух раз в течение трех лет.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)