Анализ и выявление положительных и отрицательных сторон дистанционного обучения

Дистанционное обучение – это такой вид обучения, который позволяет включать в образовательный процесс современные информационные технологии, способствующие созданию комфортной среды и атмосферы активной включенности в учебный процесс.

К данному способу получения образования приходили и раньше, но в разгар пандемии было выявлено множество подводных камней и не очевидных сторон, поэтому до сих пор о нем ведутся активные споры, в том числе и на государственном уровне.

Вопрос использования дистанционных технологий и электронного обучения стал особо актуален в период эпидемии, когда каждая образовательная организация была вынуждена искать способы и средства для проведения занятий в новых условиях с учетом специфики учебного заведения.

Способ получения образования дистанционными методами теоретически приведет к снижению затрат на образование: станет задействовано меньшее количество аудиторий, технического оборудования, мультимедийных досок, проекторов и Интернета.

Невостребованное оборудование и помещения будут продаваться или сдаваться в аренду. Вместе с этим уменьшатся затраты на тепло, электроэнергию и водоснабжение, а также сократится штат инженеров, секретарей и технического персонала. Сэкономленные средства можно направить на увеличение заработной платы учителям и преподавателям, повышение качества или замену существующего оборудования, а гранты, выделяемые учебными заведениями для выдающихся учеников и молодых ученых, будут одобрять гораздо чаще.

При должном финансировании дистанционное обучение отлично под- ходит для людей, живущих далеко от крупных городов, так как поблизости могут отсутствовать какие-либо учебные заведения или центры дополнительного образования. По большей части, технологии удаленного получения образования помогают людям с ограниченными возможностями, и это один из самых весомых плюсов: получать знания и заниматься саморазвитием можно не выходя из дома.

Интересно
Однако существует необходимость создания специальных программ для слабовидящих и слабослышащих людей для упрощения процесса изучения основного теоретического материала и улучшения академического обучения. Основное внимание уделяется влиянию дистанционного обучения на уровень контроля успеваемости обучающихся.

Еще одним аргументом в пользу дистанционного обучения является наличие огромного количества платформ и средств для осуществления та- кого вида учебы. У обучающихся есть реальная возможность самостоятельно выбирать дополнительные курсы для самостоятельного изучения. При выборе конкретной платформы следует определить, для каких целей она нужна.

Самая распространенная система в России – это Moodle. Она подходит для организации дистанционного обучения на всех уровнях – от личного дистанционного обучения до использования в больших учебных заведениях. Также популярны такие платформы, как Yaklass.ru, Google Classroom, Яндекс. Семинар и многие другие.

Рассмотрим минусы получения дистанционного образования. Все технические проблемы должны будут решаться непосредственно обучающимися, так как потребуются компьютеры, камеры, микрофоны и доступ в сеть. Это может значительно повлиять на качество обучения, так как без стабильного Интернета можно упустить значительную часть лекционного материала или же не получить его вообще.

Особенно остро эта проблема стоит перед жителями отдаленных местностей. Кроме того, далеко не каждый располагает личным компьютером, не говоря уже о микрофоне и камере, которые бы позволили обучаться. Также в семьях может быть не- сколько человек, а промежутки обучения зачастую пересекаются.

Иметь несколько компьютеров на семью довольно затратно, а смартфоны или планшеты неудобны для получения качественного образования. Многие направления исключают возможность перевода на дистанционное обучение. Самым наглядным примером являются медицинские специальности: дистанционное обучение медиков осуществить невозможно, так как профессия обязывает специалиста обладать навыками, от которых за- висят жизни других людей.

Одно дело знать информацию о болезнях и как ее лечить, другое – проводить операции и вести разговоры с реальными больными, понимать их психологию, уметь проводить экстренную помощь. Обязательными знаниями в области физики и математики должны обладать инженеры, которые могут получить их в дистанционном формате.

Но для того, чтобы разбираться в технике, понимать тонкости эксплуатации и работу сложных технических систем, необходимы практические навыки, которые можно получить только на экспериментальных лабораторных работах. Когда идет речь о дистанционном образовании, крайне сложно контролировать достоверность результатов, которые предоставляют обучающиеся, так как велика вероятность использования посторонней помощи в решении заданий и контрольных работ.

Интересно
Важно желание у студента самостоятельно изучать тот или иной предмет, но, если это первокурсник он обязательно воспользуется внешней помощью. Довольно серьезной проблемой является большая разница в возрасте преподавательского состава и, как следствие, опыта взаимодействия с разного рода программным обеспечением и информационными технологиями.

Другими словами, более старшее поколение преподавателей и учителей будет хуже взаимодействовать с дистанционным образованием, однако именно эти преподаватели и учителя более опытные, поэтому в некотором роде данная система будет препятствовать передачи этого огромного опыта и знаний учащимся. Смена привычных практик преподавания и работы с детьми является стрессом для всех участников образовательного процесса.

Например, 84% учителей считают, что их нагрузка увеличилась с переходом школ на дистанционное обучение. Также 59% отметили, что увеличилась и нагрузка на детей .

Полный переход на дистанционное обучение при всех его достоинствах показал наглядно и все недостатки. Коммуникативные системы и технические платформы хоть и начали развиваться с началом пандемии, но не до конца были готовы к активному их использованию. Преподавателям, прошедшим обучение на соответствующих курсах повышения квалификации по использованию информационных технологий, пришлось осваивать незнакомые ранее способы обучения, решая одновременно множество задач, не всегда своевременно и на должном уровне.

Для большинства студентов, при огромной перегрузке, имеют место проблемы, связанные с отсутствием очного активного общения с преподавателем и однокурсниками. Достойный уровень усвоения материала показывают только высокомотивированные студенты, с хорошими навыками самостоятельной работы и самоконтроля.

Таким образом, дистанционное образование при всем его удобстве и мобильности, возможностях информационных технологий и Интернета может стать достойной поддержкой и разнообразить традиционное очное обучение, реализуя все плюсы и, за счет очной формы обучения, существенно снизить недостатки, тем самым реализовать возможности и достоинства и той и другой формы обучения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)