Анализ рынка в России

Одним из важнейших структурообразующих элементов системы рыночных отношений в сфере образования является рынок дополнительного профессионального образования по программе МВА. Ценность программы МВА состоит в том, что она является весьма сильным стимулом для начала карьеры руководителя после карьеры специалиста, а еще чаще для развития карьеры в одной их наиболее престижных и высокооплачиваемых профессий менеджера среднего звена управления предприятий, организаций и учреждений. Наличие диплома МВА создает серьезные предпосылки к успеху в малом предпринимательстве.

Российские программы МВА начали реализовываться по инициативе отдельных учебных заведений Москвы и Санкт–Петербурга с начала 90–х годов. В эти годы программы МВА предлагало около 10 отечественных школ бизнеса, как государственных (в составе крупных вузов), так и негосударственных (независимых школ бизнеса).

Большинство имело зарубежных партнеров и использовало иностранное «ноу–хау». Однако отсутствие правовой основы для реализации программ МВА в России отрицательно сказывалось на работе отечественных образовательных учреждений. Выпускникам выдавались разные дипломы: государственный диплом о профессиональной переподготовке (более 500 ч); негосударственные дипломы вузов «Мастер делового администрирования» и дипломы об окончании магистратуры управления с квалификацией «Магистр управления».

Российская ассоциация бизнес–образования (РАБО) в 1996 г. поставила задачу содействия институционализации программ МВА и придания им официального статуса в системе государственного образования России. Была создана рабочая группа по проработке научно–методических вопросов содержания и организации программ МВА. В феврале 1999 г. группа разработчиков РАБО под руководством доктора экономических наук, профессора Л.И.Евенко представила министру образования В.М.Филиппову предложения по государственным требованиям к МВА в российской образовательной системе.

Был выпущен Приказ министра образования Российской Федерации № 3381 от 25.08.2003. С его выходом была создана правовая основа программы МВА в российских образовательных учреждениях и начат эксперимент Минобразования России по осуществлению подготовки менеджеров высшей квалификации по программе МВА.

Интересно
За 4 года эксперимента на программы МВА поступили 8481 слушатель и 2796 получили дипломы об окончании. В настоящее время 5695 человек обучаются. Это означает, что годовой выпуск российских МВА начиная с 2003 г. превысит 2800 человек, что приближается к объему подготовки кадров этой категории в ФРГ, но в 6 раз меньше, чем в Китае, и в 40 раз меньше, чем в США.

Среди участников эксперимента 14 московских образовательных учреждений, 6 санкт–петербургских и 13 региональных (Воронеж, Нижний Новгород, Пермь, Иркутск, Екатеринбург, Барнаул, Владивосток, Жуковский, Саратов, Ростов–на–Дону, Казань, Ярославль). При средней стоимости обучения 3 тыс. долл. в год общая реальная емкость данного сегмента рынка дополнительного профессионального образования руководителей оценивается всего в 8–9 млн долл. в год, что более чем в 100 раз меньше, чем в США.

Несмотря на довольно удовлетворительное распределение образовательных учреждений – участников эксперимента по регионам, региональное распределение численности слушателей свидетельствует о большой неравномерности распределения рынка МВА в современной России, а следовательно, и интенсивности конкуренции на региональных рынках дополнительного профессионального образования по программе МВА (табл. 1.14[14]).

Анализ рынка дополнительного профессионального образования по программе МВА (табл. 1.15[15]) показывает, что наибольшая концентрация региональных программ МВА в крупных промыш–ленно–аграрных регионах России. Конкуренция «за покупателя» на рынке МВА – прежде всего конкуренция в способности образоВательного учреждения (школы бизнеса) предоставить эксклюзивный продукт и эффективно использовать маркетинговые коммуникации.

Региональные программы МВА предлагаются по ценам, диапазон которых соответствует нижнему уровню цен московских программ. Однако важно отметить, что «низкая» цена обучения в региональной школе бизнеса и низкое качество программ МВА не является тождеством. Напротив, данная рыночная ситуация определяется состоянием платежеспособного спроса на услуги дополнительного профессионального образования по программе МВА.

Оценивая общие итоги эксперимента, следует учитывать, что он, хотя продолжался четыре учебных года, фактически аккумулировал предыдущий почти 10–летний опыт инициативной реализации программы МВА отечественными учебными заведениями. С учетом результатов эксперимента серьезно доработано Положение РАБО об аккредитации программ МВА. 25 августа 2003 г. приказом Минобразования России утверждены Государственные требования по реализации программ МВА
.

В настоящее время в России можно отметить несколько векторов развития программ МВА. Во–первых, продолжается приближение МВА к практическим потребностям подготовки менеджеров высшей квалификации. В российских условиях наличие первого высшего образования является обязательным, требуется также стаж практической работы после окончания вуза не менее 2 лет.

Во–вторых, беспокойство лидеров мировых школ бизнеса вызывает ослабление долгосрочной компоненты инвестирования в человеческий капитал в России, что выражается в низком уровне научной подготовки российских менеджеров в рамках программы МВА по сравнению с зарубежными школами бизнеса. В частности, практически отсутствуют программы DВА (Dосtоr оf Вusinеss Аdministrаtiоn – Доктор делового администрирования), кроме Академии народного хозяйства.

В–третьих, достаточно серьезным является вопрос о продолжительности обучения. В российских государственных требованиях установлена продолжительность программ, проводимых с отрывом от производства, не менее 1,5 лет, а без отрыва или с частичным отрывом от работы – не менее 2 лет, в ряде американских и европейских школ бизнеса она сокращена до 1 года.

В–четвертых, регламентируется количество академических часов и аудиторных занятий в программе МВА – не менее 1000 академических часов, а продолжительность каждого базового курса не менее 32 аудиторных часов. При любых формах обучения не менее 750 аудиторных часов должно быть отведено освоению научно–теоретических дисциплин, замена этих занятий на самостоятельную работу не допускается. Остальные 250 аудиторных часов из 1000 посвящаются участию в деловых играх, рассмотрению прикладных проектов, психологическим и иным тренингам и т.д.

В–пятых, школа бизнеса должна иметь собственный состав высококвалифицированных преподавателей. Не менее 60% преподавателей, участвующих в программе, должны иметь ученые степени доктора или кандидата наук, стаж научно–педагогической работы, удельный вес штатных сотрудников должен быть высокий (не менее 75%).

В–шестых, в учебных группах слушателей не должно быть более 30 человек, а их объединение в более крупные лекционные потоки должны иметь свои границы (не более 30% учебного времени). Наряду с этим не менее 25% занятий должны проходить в малых группах численностью до 15 человек. Таким способом прямого регулирования стандартов МВА и учебного процесса предпринимается попытка повысить уровень индивидуализации знаний слушателей и качество обучения по программе МВА.

Интересно
Анализ становления и развития программ МВА как дополнительного профессионального образования менеджеров высшего и среднего звена показал, что это серьезный структурный сдвиг в отечественной подготовке руководителей.
Известный специалист в области МВА С.П. Мясоедов отмечает: «Именно здесь наиболее сильно ощущается давление рынка образовательных услуг, проверка качества программ рынком, желание людей нового среднего класса, самого бизнеса потратить и инвестировать средства в подготовку профессиональных менеджеров там, где образовательное учреждение в состоянии оправдать ожидания людей и организаций, стремящихся занять достойное место в обществе, которые хотят иметь высококвалифицированный российский кадровый состав».
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)