Анализ макроокружения

Макроокружение – это часть внешней среды, которая создает общие условия функционирования компании и не носит специфического характера по отношению к конкретной организации.

Анализ макроокружения включает в себя исследование экономической, политической, правовой, социально-культурной, технологической, экологической и институциональной составляющих.

С различной степенью воздействия, прямо или косвенно, политические факторы (политическая динамика и политическая стабильность) оказывают влияние на все организации.

Политические факторы включают в себя:

  • политические институты в стране и их развитость;
  • внешнеполитические решения, воздействующие на экономическую ситуацию;
  • влияние общественности на решения, принимаемые государственными органами.

Различают следующие правовые факторы:

  • состояние законодательства в целом;
  • независимость судебной власти;
  • различные законодательные акты;
  • указы президента, а также распоряжения правительства и местных органов власти;
  • изменения, вносимые в действующие законы;
  • способы разрешения споров хозяйствующих субъектов и др.

В большинстве случаев законы и административные решения носят ограничительный характер и поэтому чаще всего оказывают отрицательное влияние на бизнес.

Однако бывают случаи, когда некоторые шаги осуществляются в пользу компаний. К ним можно отнести патентные законы, государственные субсидии, гранты на разработку новых продуктов.

Экономические факторы определяют характер и направление развития экономики, частью которой является деятельность компаний.

Макроэкономический климат в целом будет определять уровень возможностей достижения организациями своих экономических целей.

Плохие экономические условия снизят спрос на товары и услуги организаций, а более благоприятные – могут обеспечить предпосылки для его роста.

Важнейшие показатели экономического роста – объем и темпы роста ВВП, объемы промышленного производства.

Темп экономического роста влияет на возможности и угрозы для компании. И в условиях роста, и в ситуации спада в экономике, как правило, конкурентное давление на организацию увеличивается.

Ставка процента, устанавливаемая Центральным банком, оказывает существенное влияние на потребительский спрос. Для покупки товаров потребители часто берут деньги в долг. Но это становится невыгодно, если ставка процента высока.

Курсы обмена валют определяют стоимость национальной валюты по отношению к валютам других стран. Как правило, высокий уровень инфляции негативно влияет на экономический рост, в связи с этим правительства большинства стран мира стараются снизить ее уровень, что приводит к уменьшению процентной ставки и удешевлению кредитов.

Уровень безработицы – важнейший макроэкономический индикатор, отражающий состояние экономики. Средний размер оплаты труда – макроэкономический показатель, который рассчитывается как среднее арифметическое значение заработных плат определенной группы работающего населения.

Социально-культурные факторы отражают состояние общества, включают уровень культурного развития, формы культур, особенности культурных и нравственных ценностей, религиозные конфессии, а также состояние образования и здравоохранения.

Социально-культурная составляющая включает в себя также следующие демографические факторы:

  • численность населения, его плотность;
  • территориальное размещение;
  • возрастная структура, рождаемость, смертность;
  • соотношение трудоспособного населения и иждивенцев;
  • количество браков и разводов;
  • этническая и религиозная структура населения;
  • коэффициенты иммиграции и эмиграции и др.

Отдельная компания не может повлиять на состояние демографических факторов, но должна отслеживать их изменения, так как рынок как совокупность реальных и потенциальных покупателей имеет под собой демографическую первооснову.

Одна из ведущих демографических тенденций – изменение возрастной структуры населения, которая выражается в увеличении доли пожилых людей и в сокращении доли молодежи.

Социально-культурная составляющая формирует стиль нашей жизни, работы, потребления и оказывает значительное воздействие практически на все организации.

Технологические факторы включают в себя:

  • уровень развития технологий в стране;
  • состояние основных производственных фондов;
  • направленность экономики (сырьевая, индустриальная, инновационная);
  • структуру экспорта/импорта;
  • темпы и масштабы научно-технических и технологических изменений;
  • интенсивность инноваций;
  • размер затрат на НИОКР и др.

Влияние технологических факторов на компании часто столь очевидно, что их считают основным двигателем производственного и социального прогресса.

Экологическая составляющая макроокружения состоит из экологического законодательства, а также требований к охране окружающей среды, которые с каждым годом ужесточаются, особенно в развитых странах.

Интересно
Институциональная составляющая макроокружения отражает состояние физической и интеллектуальной инфраструктуры в стране и включает в себя все институты: транспортную и логистическую инфраструктуру, коммуникации, университеты.

Изучая компоненты «дальнего окружения», следует иметь в виду, что все его составляющие сильнейшим образом взаимодействуют друг с другом.

Трансформация одной из них обязательно вызывает изменение всех остальных. Поэтому анализ и изучение факторов макроокружения носит системный характер – нельзя эти составляющие исследовать отдельно друг от друга.

Уровень воздействия различных элементов «дальнего окружения» на компании будет отличаться в зависимости от размера организации, рынка, на котором она работает, территориального расположения.

Существует мнение, что крупный бизнес по сравнению с малым в большей степени подвержен воздействию макросреды. В каждом конкретном случае организация должна идентифицировать для себя наиболее значимые внешние факторы, которые оказывают сильное влияние на ее функционирование.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)